Белоруссия подкинула Петербургу в лице губернатора Александра Беглова и его команды проблем. Так, обласканная вниманием фармацевтическая отрасль города столкнулись со сложностями при доставке компонентов для препаратов из Евросоюза. Все из-за того, что соседней республике начал действовать запрет на перемещения грузовиков, зарегистрированных в ЕС. Кроме этого, лекарственные компоненты должны быть включены в специальный реестр страны. Все это осложняет доставку и вынуждает производителей искать обходные пути. Хотя петербургскую фармы от геополитики могли спасти многочисленные переговоры с соседями.

Из-за сложных логистических маршрутов в Ассоциации российских фармацевтических производителей уже предрекают удорожание самых дешевых препаратов. Связано это с тем, что на транзит из Белоруссии приходилось порядка 50% поставок химических субстанций, а их доля в препаратах российского производства составляет до 80%, свидетельствуют данные Минобрнауки. По концепции ведомства, технологический суверенитет в этой отрасли может быть достигнут только к 2030 году.

Пока же, лоббировать решение проблемы с доставкой фармацевтических компонентов мог бы губернатор Петербурга Александр Беглов. У него с главой Белоруссии Александром Лукашенко, кажется, сложились особые отношения. Глава соседнего государства уже несколько раз был на берегах Невы в этом году и не только ради саммитов СНГ. На одной из встреч с Бегловым Лукашенко прямо заявил, что готов послушать и претензии.

«Я помню ваш приезд в Беларусь в начале февраля 2022 года. Очень о многом договорились. Хотелось бы честно и откровенно услышать от вас, в чем мы, белорусы, недорабатываем»,
— говорится в стенограмме встречи Лукашенко и Беглова.

При этом тогда же петербургский градоначальник высказывался о том, что высоко оценивает действия белорусов в промышленности и медицине. Причем, делегация чиновников Смольного, отвечающих за развитие здравоохранения, была на переговорах в Белоруссии дважды. И каждый визит сопровождался переговорами профильного вице-губернатора Олега Эргашева с министром здравоохранения республики Дмитрием Пиневичем. На них Эргашев мог донести простую мысль, что ограничения на перемещение грузовиков, зарегистрированных в ЕС напрямую скажутся на фармацевтической промышленности.

Если такие частые поездки не смогли принести результата и на рынке компонентов для производства лекарств уже сформировались логистические трудности, то как сейчас Беглов намерен помогать собственной фарме – большой вопрос. Не исключено, что переговоры по этому вопросу ведутся, просто не отражаются в публичном пространстве. Однако Смольный мог бы как минимум заявить, что решает проблему – так было бы спокойнее производителям лекарств, а постоянные посетители аптек не имели бы мотивации скупать все, что видят без разбора.

При этом в ходе переговоров с послами и торговыми представителями других стран, например, Кубы, Беглов не раз уповал именно на сотрудничество в сфере медицины, указывая, что у Петербурга в этом большие компетенции. Тема совместного развития фармотрасли всплывает практически на каждых переговорах Смольного с дипмиссиями дружественных стран.

Можно предположить, что разрешению вопроса сможет поспособствовать Египет. Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле в лице его главы Кирилла Соловейчика как раз начал заседания рабочей группы с коллегами из Каира. Предполагается, что делегация иностранцев приедет в начале 2023 года как раз для того, чтобы обменяться технологиями фармотрасли.

«Обсудили перспективы взаимодействия в направлении трансфера технологий и открытия совместных производств, в частности взаимный интерес проявили Активный компонент и египетская компания ACDIMA, а также ФМБА России и EGYVAC-VACSERA»,
— говорится в соцсетях Кирилла Соловейчика.

Добавить к этому стоит, что позиция Белоруссии и, похоже, неспособность Петербурга согласовать послабления для стратегические нужных химических компонентов, кажется, должны осложнить розыгрыш первого офсетного контракта с производителями лекарств в Петербурге, который так долго пиарил вице-губернатор Алексей Корабельников. Прием заявок на него как раз заканчивается в середине декабря. Не исключено, что компании могут и отказаться от участия в конкурсе, сославшись, например, на невозможность в нынешних условиях расширять производство препаратов.