В министерстве культуры под руководством Ольги Любимовой придумали, как спасти от разорения российские кинотеатры. Задачка для руководителей киностудий, включая «Ленфильм» в лице его главы Федора Щербакова, кажется, непростой. В год нужно 300 картин, 60 из которых будут крупными релизами.

«Понятно, что, так или иначе, кинотеатральный показ сохранится. И мы стараемся вместе с индустрией, чтобы больше российских картин появлялось. Нам нужно в год около 300 фильмов, из которых 60 — крупные релизы»,
— заявила Любимова (цитата по ТАСС).

Гендиректор «Ленфильма» Федор Щербаков. Фото: сайт Ленфильма, lenfilm.ru

При этом согласно сообщениям на сайте правительства РФ, по итогам 2021 года кинотеатры получили 180 новых отечественных картин. По объемам выпуска России заняла 12 место в мире. Для петербургских киношников было бы логично взять на себя часть нагрузки, которую нужно почти удвоить, при условии, что в этом году много говорилось о возрождении «Ленфильма». Однако потянет ли студия, которая еще пару лет назад находилась одной ногой в банкротной яме, такую нагрузку – большой вопрос. Пока создается впечатление, что лучше с нормативом справятся частники, которых в Петербурге большое количество.

Так, Мойка78 подсчитала, что «Ленфильм» готовит 15 новых проектов (5% от общих запросов Минкульта). При этом пять из них – находятся только на подготовительной стадии, что позволяет предположить, что свет их увидит в лучшем случае только в 2024 году. Еще три – в процессе съемок. Получается, что в следующем году киностудия выпустит около семи картин. Не спорим, по сравнению с десятыми, когда студия выпускала то три, то ноль лент в год, результат хороший. Но он все еще далек до потребностей Минкульта. Для сравнения, студия «Триискмедиа» Юнессы Юрченко (занимала пост врио генерального директора «Ленфильма» в 2019-2020 годах) одновременно выпускает в продакшн несколько телесериалов и работает над рядом полнометражных картин.

При этом исследование компании «Нева Фильм» под руководством Олега Березина показывает, что доля российских продуктов в структуре предложений кинотеатров и так достигла 40%. Однако отток зрителей из залов это никак не сократило. Что удивительно, в определенном смысле на плаву кинотеатры в условиях санкций держит отнюдь не отечественное, а корейское кино.

«2020 и 2022 годы – время для выпуска старых фильмов. Доля российского кино превышает 40%, при этом посещения падают у всех фильмов, кроме азиатских»,
— говорится в исследовании «Нева Фильм».

При этом стоит учитывать, что съемочный цикл больших работ в среднем длится три года. То есть в ближайшее время кинотеатры будут крутить то, что задумывалось и снималось еще до санкций и даже до пандемии. Не исключено, что в 2023 году кинематограф и вовсе столкнется со своеобразной производственной ямой, ведь во время карантина 2020 часть съемок была приостановлена.

Интересен и другой факт. С одной стороны, запросы Минкульта и кинотеатров звучат как бизнес-возможность для «Ленфильма» загрузить сотрудников работой и без всяких субсидий выйти на показатели 60-70-х годов, когда студия выпускала по 20 картин в год. За неимением западной альтернативы спрос на них будет. С другой, сколько из них окупят себя – неизвестно. Согласно исследованию портала «ПрофиСинема» в 2021 году окупились только пять отечественных картин: «Последний богатырь: Корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные» и «Пальма». При этом три из них снимались совместно с Disney и Columbia Pictures и ни одна не создана силами государственных киностудий.

Вице-губернатор Борис Пиотровский. Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

В таком случае, кажется, что увеличение производительности «Ленфильма» грозит ему скорее новыми долгами. А Минкульт, который пока ждет самостоятельных решений кинотеатров по выходу из кризиса, может получить сразу несколько подведомственных ему структур, которые будут нуждаться в постоянных денежных вливаниях, которые покрывали бы расходы на продакшн. В этом случае становится неудивительным, что комитет по культуре Петербурга в лице его главы Федора Болтина и вице-губернатора Бориса Пиотровского большую часть субсидий раздает частным киношникам – для них окупаемость проекта вопрос выживания.

Врио главы комитет по культуре Петербурга Федор Болтин. Фото: пресс-служба администрации Петербурга