В министерстве культуры под руководством Ольги Любимовой придумали, как спасти от разорения российские кинотеатры. Задачка для руководителей киностудий, включая «Ленфильм» в лице его главы Федора Щербакова, кажется, непростой. В год нужно 300 картин, 60 из которых будут крупными релизами.
«Понятно, что, так или иначе, кинотеатральный показ сохранится. И мы стараемся вместе с индустрией, чтобы больше российских картин появлялось. Нам нужно в год около 300 фильмов, из которых 60 — крупные релизы»,— заявила Любимова (цитата по ТАСС).
При этом согласно сообщениям на сайте правительства РФ, по итогам 2021 года кинотеатры получили 180 новых отечественных картин. По объемам выпуска России заняла 12 место в мире. Для петербургских киношников было бы логично взять на себя часть нагрузки, которую нужно почти удвоить, при условии, что в этом году много говорилось о возрождении «Ленфильма». Однако потянет ли студия, которая еще пару лет назад находилась одной ногой в банкротной яме, такую нагрузку – большой вопрос. Пока создается впечатление, что лучше с нормативом справятся частники, которых в Петербурге большое количество.
При этом исследование компании «Нева Фильм» под руководством Олега Березина показывает, что доля российских продуктов в структуре предложений кинотеатров и так достигла 40%. Однако отток зрителей из залов это никак не сократило. Что удивительно, в определенном смысле на плаву кинотеатры в условиях санкций держит отнюдь не отечественное, а корейское кино.
«2020 и 2022 годы – время для выпуска старых фильмов. Доля российского кино превышает 40%, при этом посещения падают у всех фильмов, кроме азиатских»,— говорится в исследовании «Нева Фильм».
При этом стоит учитывать, что съемочный цикл больших работ в среднем длится три года. То есть в ближайшее время кинотеатры будут крутить то, что задумывалось и снималось еще до санкций и даже до пандемии. Не исключено, что в 2023 году кинематограф и вовсе столкнется со своеобразной производственной ямой, ведь во время карантина 2020 часть съемок была приостановлена.
В таком случае, кажется, что увеличение производительности «Ленфильма» грозит ему скорее новыми долгами. А Минкульт, который пока ждет самостоятельных решений кинотеатров по выходу из кризиса, может получить сразу несколько подведомственных ему структур, которые будут нуждаться в постоянных денежных вливаниях, которые покрывали бы расходы на продакшн. В этом случае становится неудивительным, что комитет по культуре Петербурга в лице его главы Федора Болтина и вице-губернатора Бориса Пиотровского большую часть субсидий раздает частным киношникам – для них окупаемость проекта вопрос выживания.