На Елагином острове в летнем городском пространстве Tele2 Art Space прошла открытая лекция Ольги Лукиновой – преподавателя РАНХиГС, автора книги и телеграм-канала «Цифровой этикет». Она рассказала, как трансформируются правила хорошего тона с появлением социальных сетей и мессенджеров, можно ли писать коллегам с рабочими вопросами по ночам и как выстроить коммуникацию в командах, чтобы не терять эффективность на многочисленных совещаниях. Мы поговорили с Ольгой и выяснили, какие правила нас ждут в будущем, как спастись от флуда в чатах соседей и зачем предупреждать собеседников о поездках в отпуск.

Ольга, вы говорили, что цифровой этикет – это изменяющая структура. Какие самые последние правила появились и какие стоит ждать в будущем?

Я бы внимательно присмотрелась к Telegram, потому что именно там происходит очень много изменений. Вот уже появились сторис. Еще никто не знает, как они будут работать, и какие нормы цифрового этикета сложатся в связи с этим. Мы будем свидетелями суперинтересного процесса.

Фото: Иван Титов

К примеру, сейчас в Telegram появилась возможность комментировать посты от имени каналов. Самые жаркие баталии касаются вопроса – этично это делать или нет. С одной стороны, какая разница, с какого аккаунта оставлять хорошие комментарии. С другой, сами каналы собирали аудиторию, платили за рекламу, а другие паблики начинают «работать» с чужой аудиторией. Здесь тоже норма пока формируется. Остальные мессенджеры перенимают уже сформировавшиеся в Telegram правила общения.

Если с общением между каналами пока есть вопросы, то уместно ли пользователям в комментариях разворачивать активные дискуссии?

Владельцам пабликов это, наоборот, нравится. Алгоритмы соцсетей начинают предлагать пост большей аудитории. Люди, которым вдвоем хорошо в комментариях, пусть наслаждаются беседой. Те, кто не хочет читать дискуссию, ее игнорируют, поэтому к большим обсуждениям можно относиться спокойно.

А как нормы цифрового этикета могут повлиять на компании?

Как правило, компании приходят с несколькими запросами. Первый – сотрудники устали от постоянных звонков, совещаний и сообщений в мессенджерах. В этом случае времени заниматься работой у них не так много: либо утром, когда никто не звонит, либо поздно вечером. Цифровой этикет помогает минимизировать коммуникации, но сохранить эффективность команды.

Второй запрос – кажущееся напряженное общение. Этому подвержены небольшие компании, где нужно быстро реагировать на сообщения. Тогда мы разбираем, из чего складывается позитивная коммуникация.

И третья проблема – цифровая репутация сотрудников, которая складывается в социальных сетях. Сотрудники учатся гигиене, чтобы не навредить репутации компании и своей собственной.

Цифровой детокс – еще один тренд. Как в этом случае соблюсти цифровой этикет и не обидеть собеседника, находясь, к примеру, в отпуске без телефона?

В почте устоявшийся формат – автоответ с сообщением об отпуске. Со стороны инициатора коммуникации хорошим тоном считается ответ даже на автоматические письмо, чтобы в будущем участникам беседы не нужно было уточнять детали.

В мессенджерах лучше ставить аватарку или сделать запись об отпуске в описании профиля.

Фото: Иван Титов

Приложения и соцсети все активнее внедряют в свой функционал возможности звонков. Насколько уместно использовать этот вид коммуникации, особенно с незнакомыми людьми?

Чем неожиданнее платформа, с которой вы позвоните, тем более бурную реакцию она вызовет у собеседника. Представьте, вам позвонит банковское приложение или будильник, это будет вызывать вопросы. Поэтому с непривычных платформ лучше незнакомым людям не звонить, сначала нужно установить контакт письменно.

Еще один довольно спорный вопрос: этично ли стучаться в друзья начальникам или классным руководителям детей?

Здесь довольно парадоксальная ситуация: постучаться наверх к начальнику – допустимо. У него есть свобода отказаться от заявки в друзья. А вот когда начальник отравляет запрос подчинённому – ситуация другая. Последнему может быть неловко отказаться от предложения дружить, но не очень хочется, чтобы начальник наблюдал за его жизнью.

Фото: Иван Титов

С учителями другая история, это больная тема. Несколько лет назад даже были скандалы из-за фотографий преподавательницы в купальнике из соцсетей. Поэтому если учительница сама не предлагает дружбу, лучше первым ее не инициировать.

Чатики родителей и соседей тоже болезненный вопрос для тех, кто соблюдает правила цифровой гигиены. Как в идеальной вселенной они должны быть организованы?

В идеале должны быть два фактора: модератор и правила. Одно без другого не работает. Опираясь на правила, модератор может корректировать общение участников чата. В этот момент он выступает не токсичным занудой, а блюстителем правил для общего блага. Но и четкие правила без модератора не работают: их просто не будут соблюдать.

Фото: Иван Титов

Как быстро в целом сокращается группа людей, которые не хотят знакомиться с правила цифрового этикета и как быстро растут ряды сторонников этичного общения в сети?

Это действительно проблема. Мне кажется, со временем будет расти расслоение между людьми, которые задумываются о культуре цифровых коммуникаций, и теми, кто не считает соблюдение правил необходимым. Когда мы говорим про цифровой этикет, очень важный момент – как сказать людям, чтобы они не создавали дискомфорта в коммуникации. Это перебрасывание мостика: люди, соблюдающие цифровой этикет, получают инструменты и лексику, которая позволяет необидно скорректировать общение. Чем больше эти люди владеют навыками медиации, тем больше будет сокращаться категория неэтичных людей.

Tele2 Art Space – современное пространство для жителей Петербурга, где каждый может больше узнать об искусстве, посмотреть кинофильм или послушать лекцию. Расписание доступно на сайте art.tele2.ru, а также в телеграм-канале @tele2artspace. Мероприятия бесплатны, регистрация не требуется.