Васильевский остров и, в частности, МО «Гавань» начали претендовать на центр делового и культурного притяжения Петербурга. А с учетом того, что в этом году губернатор Александр Беглов обещал запустить Шкиперскую развязку ЗСД, район станет своеобразными воротами на островную часть города. Однако развитие локации может споткнуться о бесплатную парковку, которая может парализовать движение.
Культурные пространства как драйвер трафика
Вряд ли кто-то будет оспаривать тезис, что прибрежная зона Васильевского острова становится точкой притяжения горожан. Свою роль в этом вопросе играет проект развития Севкабель порта. К примеру, активность в локации операторы мобильной связи фиксировали еще в 2021 году. Тогда, по данным МТС, число пользователей в возрасте до 24 лет в порту росло на 45%, семейные петербуржцы посещали Севкабель чаще на 30%.
Сейчас же проект разрастается и общественные пространства заняли практически всю прибрежную зону Кожевенной улицы. Проект «Брусницын Лофт» добавил локации и деловой активности благодаря введению офисов. Сейчас по этому же пути идет и Севкабель, частично отдавая площади общественного пространства под бизнес, не связанный с шопингом или общепитом.
Самый популярный район для офисов
По данным компании Maris, по итогам первого полугодия 2023 года Васильевский остров стал самой востребованной локацией для бизнеса в вопросах аренды помещений. Спрос на бизнес-центры и офисные помещения подскочил сразу на 29% год к году. Район в этом году начали рассматривать и крупные компании. К примеру, Сбер арендовал 25 тыс. квадратов под размещение IT-подразделения.
К концу года на территории бывшего завода «Красный гвоздильщик» Setl Group введет в эксплуатацию БЦ на 15 тыс. квадратов. Согласно данным пресс-службы компании, основные реставрационные работы на объекте были завершены еще в прошлом году.
Добавить к этому стратегически важные для Петербурга объекты, которые располагаются на Васильевском острове и генерируют весомый трафик автомобилей. К примеру, Санкт-Петербургская таможня и Морской вокзал, который потенциально станет крупной гостиницей. По крайне мере соглашение о создании инфраструктуры для туристов на берегу Финского залива гостиничная сеть Azimut Hotels подписала еще на ПМЭФ-2021. Инвестиции в проект были заявлены на уровне 3 млрд рублей.
Будущий девелопмент
Застройщики на Васильевском острове все ближе подбираются к заливу. Только в ближайшие годы можно ожидать введение нескольких ЖК, причем все они преимущественно бизнес-класса. К примеру, территорию Шкиперского протока застраивает «ПИК». Срок сдачи проекта намечен на 2025 год.
Вместе с этим потенциально застройка может начаться и на территории бывшего завода «Севкабель». В локации после пертурбаций собственников земельного банка пока закрепился застройщик Legenda Василия Селиванова. Проект, доставшийся девелоперу от «ЛСР» предусматривает застройку территории бывшей проходной предприятия.
Теперь же перейдем к сухим цифрам. По расчетам экспертов Сибирского государственного автомобильно-дорожного института, при строительстве 81 тыс. квадратных метров жилья (а этот вариант близок к проекту одной только Legenda, которая планирует вывести на рынок до 100 тыс. квадратов) площадь парковок в округе от «Севкабель порта» должна составлять более 2 га.
Конечно, нужно учитывать, что ЖК бизнес-класса предполагает в комплекте даже не одно, а 1,5-2 парковочных места. Однако легко предположить, что при сохранении бесплатной возможности оставить авто на Кожевенной линии машины стояли бы в два, а то и три ряда, полностью парализовав движение. Кроме того, нужно учитывать, что основной автомобильный трафик в локации пока приходится как раз на Севкабель порт, что уже формирует пробки, а это плотность населения в локации пока, можно сказать, нулевая.
Что с парковками?
Популярность Васильевского острова растет как у рядовых петербуржцев, так и у деловых персоналий города. Причем происходит процесс параллельно развитию транспортной инфраструктуры локации. Однако пока район, и, в частности, МО «Гавань», где сосредоточены основные точки притяжения, рискует столкнуться с автомобильными сложностями. Практика Центрального района Петербурга показывает: если не ограничивать автомобилистов, машины будут стоять вторым, а то и третьим рядом. А значит Смольному предстоит задуматься о разгрузке локации от авто.
Одним из шагов к освобождению «Гавани» от пробок и верениц припаркованных как попало автомобилей могло бы стать расширение зоны платной парковки. Общественный активист Ярослав Костров неоднократно указывал на положительный эффект платных парковочных мест, так в локациях становится меньше машин. Плюсом добавляет и дополнительный контроль за участниками дорожного движения за счет постоянного мониторинга парковочных пространств специальными сотрудниками комитета по транспорту. Да и банально пешеходам становится безопаснее – не нужно пробираться через ряды автомобилей под колеса едущих авто.
Впрочем, в «Гавани» пока мнение другое. Местные муниципальные депутаты, согласно сообщениям в группах МО, гордятся тем, что первыми заняли строго негативную позицию по отношению к введению платных парковочных мест. Правда, урбанистических или градостроительных аргументов в требованиях парковки отменить – не приводят, ссылаются лишь на некий потенциальный социальный взрыв.