Васильевский остров и, в частности, МО «Гавань» начали претендовать на центр делового и культурного притяжения Петербурга. А с учетом того, что в этом году губернатор Александр Беглов обещал запустить Шкиперскую развязку ЗСД, район станет своеобразными воротами на островную часть города. Однако развитие локации может споткнуться о бесплатную парковку, которая может парализовать движение.

Культурные пространства как драйвер трафика

Вряд ли кто-то будет оспаривать тезис, что прибрежная зона Васильевского острова становится точкой притяжения горожан. Свою роль в этом вопросе играет проект развития Севкабель порта. К примеру, активность в локации операторы мобильной связи фиксировали еще в 2021 году. Тогда, по данным МТС, число пользователей в возрасте до 24 лет в порту росло на 45%, семейные петербуржцы посещали Севкабель чаще на 30%. 

Кожевенная линия. Четверг, 19 октября. Фото: Мойка78

Сейчас же проект разрастается и общественные пространства заняли практически всю прибрежную зону Кожевенной улицы. Проект «Брусницын Лофт» добавил локации и деловой активности благодаря введению офисов. Сейчас по этому же пути идет и Севкабель, частично отдавая площади общественного пространства под бизнес, не связанный с шопингом или общепитом. 

Кроме того, в МО «Гавань» давно работает музей современного искусства «Эрарата». По самым скромным подсчетам, культурную институцию в год посещает до полумиллиона человек. В итоге получается, что так называемых «третьих мест» в районе достаточно, но добираться до них пока удобнее на автомобиле – пока не открыта станция метро «Горный институт». Однако поток трафика на этом в локации не заканчивается. 

Кожевенная линия. Четверг, 19 октября. Фото: Мойка78

Самый популярный район для офисов

По данным компании Maris, по итогам первого полугодия 2023 года Васильевский остров стал самой востребованной локацией для бизнеса в вопросах аренды помещений. Спрос на бизнес-центры и офисные помещения подскочил сразу на 29% год к году. Район в этом году начали рассматривать и крупные компании. К примеру, Сбер арендовал 25 тыс. квадратов под размещение IT-подразделения. 

Улица Опочинина. Суббота, 21 октября. Фото: Мойка78

К концу года на территории бывшего завода «Красный гвоздильщик» Setl Group введет в эксплуатацию БЦ на 15 тыс. квадратов. Согласно данным пресс-службы компании, основные реставрационные работы на объекте были завершены еще в прошлом году. 

При этом, по расчетам экспертов, в офисных центрах класса «А», как правило, предусмотрено 2 машиноместа для парковки на 100 квадратов. Итого, проект девелопера потребует около 300 мест для стоянки авто. При этом с ростом деловой активности может вырасти и трафик авто, с учетом того, что две станции метро в Василеостровском районе раскиданы далеко друг от друга. 

Добавить к этому стратегически важные для Петербурга объекты, которые располагаются на Васильевском острове и генерируют весомый трафик автомобилей. К примеру, Санкт-Петербургская таможня и Морской вокзал, который потенциально станет крупной гостиницей. По крайне мере соглашение о создании инфраструктуры для туристов на берегу Финского залива гостиничная сеть Azimut Hotels  подписала еще на ПМЭФ-2021. Инвестиции в проект были заявлены на уровне 3 млрд рублей. 

Улица Опочинина. Суббота, 21 октября. Фото: Мойка78

Будущий девелопмент

Застройщики на Васильевском острове все ближе подбираются к заливу. Только в ближайшие годы можно ожидать введение нескольких ЖК, причем все они преимущественно бизнес-класса. К примеру, территорию Шкиперского протока застраивает «ПИК». Срок сдачи проекта намечен на 2025 год.

Вместе с этим потенциально застройка может начаться и на территории бывшего завода «Севкабель». В локации после пертурбаций собственников земельного банка пока закрепился застройщик Legenda Василия Селиванова. Проект, доставшийся девелоперу от «ЛСР» предусматривает застройку территории бывшей проходной предприятия.

Потенциально застройка коснется и территории «Ленэкспо». В начале 2022 года на Градсовете обсуждался вариант строительства элитного ЖК на месте выставочного комплекса. Пока новостей по проекту, который продвигала управляющая компания «Меркури кэпитал траст», нет. Однако процесс подготовки площадки начался еще в прошлом году сносом нескольких зданий, в том числе исторических. В целом на Васильевском острове планируется и редевелопмент территорий. К примеру, на Большом проспекте к 2025 году появится проект от Legenda, на набережной Смоленки «Красная стрела» анонсировала ЖК «Регенбоген».

Наличная улица. Четверг, 19 октября. Фото: Мойка78

Теперь же перейдем к сухим цифрам. По расчетам экспертов Сибирского государственного автомобильно-дорожного института, при строительстве 81 тыс. квадратных метров жилья (а этот вариант близок к проекту одной только Legenda, которая планирует вывести на рынок до 100 тыс. квадратов) площадь парковок в округе от «Севкабель порта» должна составлять более 2 га.

Конечно, нужно учитывать, что ЖК бизнес-класса предполагает в комплекте даже не одно, а 1,5-2 парковочных места. Однако легко предположить, что при сохранении бесплатной возможности оставить авто на Кожевенной линии машины стояли бы в два, а то и три ряда, полностью парализовав движение. Кроме того, нужно учитывать, что основной автомобильный трафик в локации пока приходится как раз на Севкабель порт, что уже формирует пробки, а это плотность населения в локации пока, можно сказать, нулевая.

Наличная улица. Суббота, 21 октября. Фото: Мойка78

Что с парковками?

Популярность Васильевского острова растет как у рядовых петербуржцев, так и у деловых персоналий города. Причем происходит процесс параллельно развитию транспортной инфраструктуры локации. Однако пока район, и, в частности, МО «Гавань», где сосредоточены основные точки притяжения, рискует столкнуться с автомобильными сложностями. Практика Центрального района Петербурга показывает: если не ограничивать автомобилистов, машины будут стоять вторым, а то и третьим рядом. А значит Смольному предстоит задуматься о разгрузке локации от авто.

Улица Опочинина. Суббота, 21 октября. Фото: Мойка78

Одним из шагов к освобождению «Гавани» от пробок и верениц припаркованных как попало автомобилей могло бы стать расширение зоны платной парковки. Общественный активист Ярослав Костров неоднократно указывал на положительный эффект платных парковочных мест, так в локациях становится меньше машин. Плюсом добавляет и дополнительный контроль за участниками дорожного движения за счет постоянного мониторинга парковочных пространств специальными сотрудниками комитета по транспорту. Да и банально пешеходам становится безопаснее – не нужно пробираться через ряды автомобилей под колеса едущих авто. 

Впрочем, в «Гавани» пока мнение другое. Местные муниципальные депутаты, согласно сообщениям в группах МО, гордятся тем, что первыми заняли строго негативную позицию по отношению к введению платных парковочных мест. Правда, урбанистических или градостроительных аргументов в требованиях парковки отменить – не приводят, ссылаются лишь на некий потенциальный социальный взрыв.

Улица Опочинина. Четверг, 19 октября. Фото: Мойка78

Эту функцию выполняют местные активисты, в частности, не устраивает жителей, что с введением платной парковки оставлять авто в некоторых местах можно будет только с одной стороны, а не преграждать движение другим его участникам. Примечательно, что никаких социальных взрывов не случилось в Петроградском районе, где и парковки ввели раньше, и население по переписи в три раза больше МО «Гавань». Не исключено, что социальный взрыв как раз случится, если развитие парковок и транспорта будет отставать от развития деловой и культурной инфраструктуры Васильевского острова.