За последний год эксперты отметили рост числа корпоративных конфликтов, вызванный санкциями и их последствиями. Кроме юристов, судов и силовых структур у бизнесменов есть еще одно оружие на поле боя — средства массовой информации (СМИ). Их роль в бизнес-войнах в Петербурге обсудили на конференции, организованной агентством Balt2Media.

Конференция «Корпоративные войны Петербурга и деловая журналистика. Новые формы взаимодействия» собрала специалистов-практиков по корпоративному и уголовному праву и руководителей деловых СМИ. Общее мнение участников — с введением санкций ресурсная база для многих бизнесов в России уменьшилась, особенно это задело Петербург – традиционное окно в Европу, которое захлопнулось, что и привело к росту споров и конфликтов между владельцами компаний.

В Петербурге на слуху был целый ряд корпоративных конфликтов, например, в группе Redmond, в ГК «Деловые линии», в «Отель Амбассадор», в Группе «КВС», в АО «Ломо» и многих других. В корпоративные «разборки» втягивается и крупный бизнес, и средний, и даже совсем небольшой – размер тут роли не играет. Методы и последствия противостояний тоже всегда разные.

В корпоративные войны вовлекаются регуляторные структуры, силовые ведомства, часто делаются попытки инициировать уголовное преследование предпринимателей. При этом СМИ и медиасфера выступают своеобразной сценой для конфликтующих сторон.

Артем Шалякин, основатель медиа-группы DeltaNews. Фото: Baltphoto

«Конечно, такие войны выигрываются на полях сражений – это суды, это медиация, которую проводят юристы, поле правоохранительных органов. Но мы, представители медиа, создаем ландшафт, в котором проходят эти сражения. И, как показывает практика, ландшафт иногда становится ключевым звеном, который обеспечивает победу одной из сторон»,
— выразил мнение Артем Шалякин, основатель медиа-группы DeltaNews.

Он отметил, что соцсети воздействуют на обывателя и способны вызвать волну общественного возмущения, а вот анонимные телеграмм-каналы рассчитаны на аудиторию людей, принимающих решения. Что касается официальных СМИ, по мнению эксперта, им более всего доверяют, но для публикации в них нужна документальная доказательная база, чего анонимный тг-канал вовсе не требует.

Белые ходят первыми

«Выходить в медиа-пространство нужно первым, — уверен Алексей Дементьев, директор Ассоциации «Центр коммуникативных технологий», — это позволяет идти на шаг впереди и создать благоприятный имидж. Второй стороне придется «догонять» и оправдываться, а это не лучшая позиция».

Алексей Дементьев, директор Ассоциации «Центр коммуникативных технологий». Фото: Baltphoto

«Обращаться в государственные СМИ в случае корпоративных конфликтов можно, но они будут относиться к вам настороженно. Они избегают упоминаний частных компаний и бизнесменов. Корпоративный конфликт попал на моей практике один раз в городское издание, и то косвенно, потому что речь шла о Доме Зингера и там были интересы города»,
— рассказал Алексей Дементьев.

С ним согласен Александр Почуев — президент и руководитель уголовной практики Международной коллегии адвокатов «Почуев, Зельгин и партнёры», который считает, что активные действия в подобных конфликтах всегда принесут дополнительные очки, а позиция СМИ формирует не только общественное мнение, но и позицию в головах правоприменителей. И нужно не только создавать благоприятный имидж, но и противостоять раздуванию вокруг себя негатива.

Александр Почуев, президент и руководитель уголовной практики Международной коллегии адвокатов «Почуев, Зельгин и партнёры». Фото: Baltphoto

«И уж точно нужно подавать иски о защите деловой репутации и противостоять формированию негативного общественного мнения. Представьте, у уважаемого бизнесмена провели обыск, забрали его в СИЗО, все это попало в СМИ. Он еще не осужден, а уже формируется общественно-обвинительный вердикт. Клиенты придают этому моменту мало значения. А зря. В случае вынесения приговора потом можно будет говорить, что он вынесен ввиду наличия общественно-обвинительного вердикта»,
— поделился Александр Почуев, президент и руководитель уголовной практики Международной коллегии адвокатов «Почуев, Зельгин и партнёры».

Он рекомендовал конфликтующим оставаться в гражданско-правовом поле, не переходя в плоскость уголовную. Переход может вызывать цепную реакцию, когда остановить уголовное преследование уже невозможно. Эксперт отметил, что именно вмешательство правоохранителей часто приводит к разрушению бизнеса.

Превентивные меры на этапе создания совместного бизнеса могут избавить от проблем в будущем, уверены юристы.

Наталья Дятлова, партнёр, руководитель практики Корпоративного права и M&A, MAXIMA LEGAL. Фото: Baltphoto

«Популярность корпоративного договора (я называю это «брачный» договор) была крайне низкой и начала расти в период пандемии, когда люди стали больше думать о защите своих активов. Конечно, ни один договор, корпоративный или какой-либо иной – не панацея. Но его стоит заключать. Несерьезное отношение, отсутствие изначальных договоренностей, закрепленных юридически, и приводит потом к конфликтам»,
— сообщила Наталья Дятлова, партнёр, руководитель практики Корпоративного права и M&A, MAXIMA LEGAL.

Эксперт привела примеры, как предприниматели не прописывают порядок предоставления информации, а потом, жалуясь на его нарушение, далеко не всегда выигрывают суды – тут все индивидуально, бывает тупиковая ситуация со сменой генерального директора, когда один из двух участников им и является и так далее.

«Корпоративный договор не должен помещаться на одном листочке. Это очень серьезный документ»,
— резюмировала Наталья Дятлова.

Из-за бугра

Эксперты успели высказаться о роли и участии в освещении бизнес-историй в государственных, а также в зарубежных СМИ. Было отмечено, что попасть в первые бизнесу сложно, а вот вторые, пожалуй, стали новым инструментом в борьбе за активы.

Есть много предпринимателей в Петербурге, часть бизнеса которых традиционно оформлена в оффшорах. Сейчас это стало их слабым местом.

Олег Третьяков отметил, что за границу также в последнее время уехало много журналистов, которые там создают негативное информационное поле для некоторых представителей российского бизнеса.

«Они пишут запросы в иностранные банки, на них реагируют силовики, реагируют банки. Так можно потерять вид на жительство, можно потерять недвижимость. Очень часто используется для дискредитации партнера в Европе и США его активная позиция в России – например, он поддерживает СВО или активно участвует в госконтрактах, скажем, Минобороны»,
— поделился Олег Третьяков.

Общим выводом конференции, по сути, стал призыв к бизнесменам любого уровня принимать превентивные меры для безопасности своих активов в дальнейшем, а если уж гром грянул, то не молчать и взаимодействовать со СМИ и блогосферой.