Председатель ЗакСа Петербурга Александр Бельский некоторое время назад сделал заявление, что для разгрузки центра города власти могут ввести платный проезд.
Улучшит ли мера транспортную обстановку, пока непонятно. Недавно вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков озвучил планы по строительству тоннеля под Московским вокзалом.
В беседе с «Коммерсантом» Поляков рассказал, что на сегодняшний день площадь Восстания не справляется с возложенными на нее транспортными задачами. При этом к 2028 году территорию вокруг Московского вокзала ждут существенные изменения ввиду реализации проекта ВСМ Москва — Петербург. Терминал от вокзала будет немного сдвинут, но туда нужно обеспечить проезд.
По словам Полякова, идеи звучали разные. К примеру, думали построить над железной дорогой путепровод, сделать там кольцевую. Но от этой мысли отказались из-за высотных ограничений в районе исторической застройки. Решили остановиться на проекте тоннеля. Он был заложен в Генплан города.
Мойка78 вспоминает подземные проекты, которые на протяжении многих лет задумывались к реализации в Петербурге. Сразу оговоримся, что практически ни один из них реализован не был.
Подземный комплекс под площадью Восстания
В 2007 году, когда губернатором Петербурга была Валентина Матвиенко, на выставке инвестиционных проектов Экономического форума представили последнюю версию проекта подземного комплекса под площадью Восстания. Представили и все.
Для обсуждения такого спорного проекта комитет по градостроительству и архитектуре пригласил директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, режиссера Александра Сокурова, актера Андрея Толубеева. Возглавила совет Валентина Матвиенко.
Тогдашний губернатор указала, что перед утверждением проекта необходимо проверить надежность инвестора и его намерение вложить крупную сумму в реализацию подземного комплекса. Комплекс хотели сделать трехуровневым. Первый и второй — торговые зоны с ресторанами. Третий — паркинг на 632 машиноместа. Расчетная глубина под Восстания составляла 23,5 метра. Планировалось, что проект будет реализован к 2012 году.
Подземные сооружения под Дворцовой
В 2015 году СМИ облетела новость о задумке целого «подземного города» в центре Петербурга. По планам, его хотели разместить под 39 участками: Дворцовая площадь, Марсово поле, стрелка В. О., площадь Искусств и площадь Восстания, Михайловский сад, а также ряд территорий на окраинах города для транспортных развязок. Комплекс должен был включать в себя пешеходные переходы, ТЦ, паркинг и другие занимательные места.
Орловский тоннель
Впервые в Генплане Петербурга Орловский тоннель появился в 1948 году. Но Смольный отказывался от него несколько раз. Автомагистраль должна была пройти под водой и соединить Центральный район с Калининским и Красногвардейским. Новые транспортные потоки прошли бы через Смольную и Свердловскую набережные.
До реализации не дошло из-за денег. В серьез о проекте заговорили в 2003 году. Тогда тендер достался институту «Ленметрогипротранс». Проект замер на этапе разработки, поскольку уже тогда ему не хватало финансирования. Через два года тему снова подняли на обсуждение, когда появился инвестор. Был объявлен конкурс на проектирование, но его продлевали, параллельно меняя техзадание.
В 2006 году была предложена новая схема финансирования, но в дело вмешался кризис. Наконец, в 2010 было подписано концессионное соглашение с исполнителем со сметой на 44,7 млрд рублей. Но через год тоннель посчитали слишком дорогим и даже небезопасным, поскольку из-за слабых грунтов требовалась особая осторожность.
Подземный Апраксин
В 2016 году в Петербурге говорили о реконструкции Апраксина двора. Архитектурный комплекс в центре города хотели углубить, но тогдашний губернатор Георгий Полтавченко предложил подумать.
Суть концепции заключалась в том, чтобы увести весь транспорт с территории комплекса под землю — построить сеть внутридворовых проездов, которые будут примерно на 30-40 сантиметров ниже уровня подвалов. Предусматривалась возможность попасть из-под земли во все здания. В частности, завезти груз, а также сохранить возможность проезда сокрой и спецтранспорта.
Полтавченко под конец заседания Совета по инвестициям, где обсуждали подземный Апраксин, заявил, что проект его не вдохновил. Сумму, необходимую для реализации, он назвал приличной. Но указал, что идею создания подземного пространства необходимо доработать ввиду сложных геологических условий. Тем более, если обустраивать под землей проезды и парковки. Вдобавок Полтавченко подчеркнул, что «жилья многовато». Губернатор призвал подумать, как добавить помещения общественной составляющей.
ТЦ под площадью Труда
Единственный реализованный подземный проект из нашего списка — торговая галерея под площадью Труда, которую открыли в 1999 году. Это не совсем то, что понимается под подземным строительством, но тем не менее торговые площади расположены под землей и проезжей частью. Это подобие столичного «Охотного ряда».