Председатель ЗакСа Петербурга Александр Бельский некоторое время назад сделал заявление, что для разгрузки центра города власти могут ввести платный проезд.

Бельский в эфире радио «Комсомольская правда» отмечал, что подобное решение становится актуальным ввиду роста числа машин в центре Петербурга. Рано или поздно, со слов председателя ЗакСа, Смольный введет платный проезд. Первые шаги для устранения огромной нагрузки на Центральный район уже сделаны — зона платной парковки расширяется, меняется и общественный транспорт. 

Улучшит ли мера транспортную обстановку, пока непонятно. Недавно вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков озвучил планы по строительству тоннеля под Московским вокзалом.

В беседе с «Коммерсантом» Поляков рассказал, что на сегодняшний день площадь Восстания не справляется с возложенными на нее транспортными задачами. При этом к 2028 году территорию вокруг Московского вокзала ждут существенные изменения ввиду реализации проекта ВСМ Москва — Петербург. Терминал от вокзала будет немного сдвинут, но туда нужно обеспечить проезд.

Фото: Baltphoto/ Рафаэль Карапетян

По словам Полякова, идеи звучали разные. К примеру, думали построить над железной дорогой путепровод, сделать там кольцевую. Но от этой мысли отказались из-за высотных ограничений в районе исторической застройки. Решили остановиться на проекте тоннеля. Он был заложен в Генплан города.

Вице-губернатор уточнил, что тоннель должен соединить улицу Черняховского с одной стороны и Товарный переулок — с другой. Конкурс на разработку проекта пока не запущен. На данный момент утверждена схема улично-дорожной сети, которая включает в себя этапы реализации, в том числе устройство тоннеля. На вопрос о сроках строительства тоннеля и его стоимости Поляков сослался на слова президента Владимира Путина, озвученные на совещании по ВСМ. Тогда глава государства указал, что магистраль нужно запустить к 2028 году.

Мойка78 вспоминает подземные проекты, которые на протяжении многих лет задумывались к реализации в Петербурге. Сразу оговоримся, что практически ни один из них реализован не был.

Подземный комплекс под площадью Восстания

В 2007 году, когда губернатором Петербурга была Валентина Матвиенко, на выставке инвестиционных проектов Экономического форума представили последнюю версию проекта подземного комплекса под площадью Восстания. Представили и все.

Площадь Восстания. Фото: Baltphoto/ Рафаэль Карапетян

Только через год появился потенциальный инвестор. Предварительные оценки гласили, что на реализацию задумки могло уйти от 500 млн до 1 млрд долларов. Предполагалось, что подземный комплекс должен решить транспортную проблему центра города. Тем не менее звучали опасения, что такая смелая идея может окончательно погубить петербургско-ленинградскую атмосферу пересечения Невского и Лиговского проспектов.

Для обсуждения такого спорного проекта комитет по градостроительству и архитектуре пригласил директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, режиссера Александра Сокурова, актера Андрея Толубеева. Возглавила совет Валентина Матвиенко.

Тогдашний губернатор указала, что перед утверждением проекта необходимо проверить надежность инвестора и его намерение вложить крупную сумму в реализацию подземного комплекса. Комплекс хотели сделать трехуровневым. Первый и второй — торговые зоны с ресторанами. Третий — паркинг на 632 машиноместа. Расчетная глубина под Восстания составляла 23,5 метра. Планировалось, что проект будет реализован к 2012 году.

Найти конкретную причину, почему проект не воплотился в жизни, не удалось. Есть как минимум две причины, почему так произошло. Во-первых, задумка оказалась слишком дорогой. Во-вторых, в Петербурге одни из самых сложных геологических условий — город стоит на текучих грунтах и торфах, которые перемежаются с валунами. Это существенно усложняет подземное строительство. 

Подземные сооружения под Дворцовой

В 2015 году СМИ облетела новость о задумке целого «подземного города» в центре Петербурга. По планам, его хотели разместить под 39 участками: Дворцовая площадь, Марсово поле, стрелка В. О., площадь Искусств и площадь Восстания, Михайловский сад, а также ряд территорий на окраинах города для транспортных развязок. Комплекс должен был включать в себя пешеходные переходы, ТЦ, паркинг и другие занимательные места.

Дворцовая площадь. Фото: Мойка78/Николай Овсянников

Инициативу по осваиванию подземного пространства Петербурга озвучил проектировщик второй сцены Мариинки, КБ «Высотные и подземные сооружения». 9 лет назад карту «подземного города» согласовали со всеми профильными комитетами Смольного. Но тогда же и отмечалось, что все это только планы на будущее. Тем более необходимо создать карту освоения подземных пространств Петербурга, аналогичную Генплану города. На ее создание может уйти несколько лет, еще больше – на само строительство. 

Орловский тоннель

Впервые в Генплане Петербурга Орловский тоннель появился в 1948 году. Но Смольный отказывался от него несколько раз. Автомагистраль должна была пройти под водой и соединить Центральный район с Калининским и Красногвардейским. Новые транспортные потоки прошли бы через Смольную и Свердловскую набережные.

Примерное расположение Орловского тоннеля. Фото: скрин «Яндекс.Карт»

До реализации не дошло из-за денег. В серьез о проекте заговорили в 2003 году. Тогда тендер достался институту «Ленметрогипротранс». Проект замер на этапе разработки, поскольку уже тогда ему не хватало финансирования. Через два года тему снова подняли на обсуждение, когда появился инвестор. Был объявлен конкурс на проектирование, но его продлевали, параллельно меняя техзадание.

В 2006 году была предложена новая схема финансирования, но в дело вмешался кризис. Наконец, в 2010 было подписано концессионное соглашение с исполнителем со сметой на 44,7 млрд рублей. Но через год тоннель посчитали слишком дорогим и даже небезопасным, поскольку из-за слабых грунтов требовалась особая осторожность.

В 2017 проект вернулся в концепцию развития Петербурга. В октябре 2021 разработчик и потенциальный концессионер тоннеля официально предложил Смольному вернуться к согласованию и реализации идеи. Власти порекомендовали компании направить актуальную предпроектную документацию в комитеты правительства Петербурга. Пока что информации относительно сроков реализации проекта нет. 

Подземный Апраксин

В 2016 году в Петербурге говорили о реконструкции Апраксина двора. Архитектурный комплекс в центре города хотели углубить, но тогдашний губернатор Георгий Полтавченко предложил подумать.

Суть концепции заключалась в том, чтобы увести весь транспорт с территории комплекса под землю — построить сеть внутридворовых проездов, которые будут примерно на 30-40 сантиметров ниже уровня подвалов. Предусматривалась возможность попасть из-под земли во все здания. В частности, завезти груз, а также сохранить возможность проезда сокрой и спецтранспорта.

Апраксин двор хотели разделить на условные зоны. В каждой на верхних этажах оборудовать апартаменты (примерно 30% от свободного пространства), сделать кафе и рестораны, торговые площадки. Предварительная стоимость на фоне других проектов достаточно скромная — 20 млрд рублей, из них треть — казна города. 

Апраксин двор. Фото: Baltphoto/ Ирина Мотина

Полтавченко под конец заседания Совета по инвестициям, где обсуждали подземный Апраксин, заявил, что проект его не вдохновил. Сумму, необходимую для реализации, он назвал приличной. Но указал, что идею создания подземного пространства необходимо доработать ввиду сложных геологических условий. Тем более, если обустраивать под землей проезды и парковки. Вдобавок Полтавченко подчеркнул, что «жилья многовато». Губернатор призвал подумать, как добавить помещения общественной составляющей.

ТЦ под площадью Труда

Единственный реализованный подземный проект из нашего списка — торговая галерея под площадью Труда, которую открыли в 1999 году. Это не совсем то, что понимается под подземным строительством, но тем не менее торговые площади расположены под землей и проезжей частью. Это подобие столичного «Охотного ряда».

Вопрос о реконструкции торговых помещений под площадью Труда стоит уже давно. Но существенных мер не предпринимается. Эксперты указывают, что в этом месте недостаточные пешеходные потоки, чтобы реконцепция окупилась.