В Петербурге с появлением первых самокатов на улицах, как подснежники, начали вылезать противники кикшерингов. Редакция в целом не удивилась, обнаружив очаг сопротивления на Васильевском острове. Депутатам МО «Гавань», кажется, есть что сказать вообще по любому вопросу, который не относится к их компетенции.

Так, в группах противников платной парковки на Васильевском острове, где контактным лицом указана глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина, новая песня. Парковки временно забыты, ведь весной можно бомбардировать городскую администрацию протестными письмами против самокатов. Шаблоны жалоб в группах активистов, которые пытаются вмешиваться в городскую политику вместо озеленения «Гавани», заботливо предоставляют.

Фото: Мойка78

На Васильевском острове даже усмотрели в самокатах риски для национального проекта «Семья», о создании которого объявил президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. В обращении к губернатору Александру Беглову по поводу самокатов, которое распространяется в группах активистов против платной парковки, к примеру, указано, что наибольшее число травм на самокатах получают подростки.

Вероятно, депутаты МО «Гавань» не читали ПДД и правила пользования услугами кикшеринга, где прямо говорится, что до достижения 18 лет прокатные электросамокаты под запретом. Не знакомо им и содержание соглашения о взаимодействии, которое уже четвертый год подписывает Комитет по транспорту с кикшерингами. Документ предусматривает десятки локаций, где запрещены самокаты (парки, скверы, ряд улиц) или их скорость ограничена 5-15 км/ч.

К протестующим антипарковщикам присоединился и активист Центрального района Ярослав Костров. Он вовсе призывает собрать референдум о запрете самокатов в Северной столице по примеру Парижа. Не исключено, что цель подобных заявлений — сформировать базу для предстоящих выборов муниципальных депутатов. Однако даже собственные подписчики Кострова идею не поддержали и предложили ему не бороться с прогрессом.

Фото: Мойка78

По статистике, кикшерингами в Петербурге в 2023 году воспользовалось свыше 40% горожан, или порядка 2 млн человек. Как правило, поклонники средств индивидуальной мобильности — это активная молодежь, которая вряд ли поддержит стремление оппозиционных деятелей запретить удобный вид транспорта. Тем более что активисты попросту не знают матчасть, ведь 99% поездок на кикшерингах происходят без происшествий, поскольку скорость и места использования самокатов контролируются на уровне софта. А в случае нарушения правил или ДТП как раз пользователей кикшеринга легко идентифицировать и призвать к ответственности. В случае с частными самокатами контролировать поведение и найти виновника ДТП практически невозможно. Эксперты не раз подчеркивали, что запрет прокатных самокатов — прямой путь к тотальному хаосу частных, включая «серые» схемы проката без контроля и налогов с доходов.

Если внимательно присмотреться к парижскому кейсу, то становится ясно, что проблемы города, которые привели к бану самокатов, в Петербурге или не возникали вовсе, или давно решены. К примеру, разрешенной скоростью передвижения на самокатах в Париже были 50 км/ч. Для многих СИМ – это вообще максимально возможная скорость. В Петербурге же в центральных туристических локациях скоростной максимум – 10-15 км/ч.

Еще одна проблема парижских самокатов, которую местные власти решать не стали, это катания вдвоем и в пьяном виде. В Петербурге самокаты в этом году оснастят специальным ПО, которое будет блокировать парные поездки, а штрафы и блокировки аккаунтов уже суровая реальность для нарушителей. О катаниях подшофе и говорить не стоит – это запрещено федеральными правилами ПДД.

Кроме того, само решение о запрете самокатов в Париже вызывает вопросы. Формально столица Франции проводила референдум, на чем в Петербурге настаивает Костров. Но мало кто вспоминает, что явка на него составила 7,4%. Суммарно в голосовании приняло участие меньше людей, чем живет, скажем, на том же Васильевском острове. То есть по большей части парижанам судьба СИМ была не особо интересна, а городские власти банально пошли на поводу у оголтелого меньшинства. Запрет кикшеринга вылился в рост популярности личных электросамокатов, которые никто не контролирует. Способов борьбы с ними власти Парижа не придумали, поэтому проблему афишировать не спешат.

Если резюмировать, излюбленный пример активистов «против всего плохого» в Петербурге выглядит уже не так однозначно, если погрузиться в детали. Впрочем, как и в случае с протестом против платных парковок, несколько десятков представителей забытой или попросту маргинальной политической оппозиции лишь пытаются набрать очки в преддверии выборов в муниципальные советы Петербурга.

О подготовке к выборам активистов говорят и призывы оказать содействие в сборе средств на будущую избирательную кампанию. А чем больше резонанса, тем выше шанс найти спонсоров, готовых профинансировать перспективных борцов «за все хорошее». Не исключено, что сработает и опробованная годами схема «конструктивного взаимодействия» некоторых градозащитников с застройщиками, когда громкие призывы общественников монетизировались в рамках неформальных договоренностей о мире и согласии.