Конфликт за «Петербургский нефтяной терминал» продолжается уже больше года. И, кажется, иностранные акционеры зашли в тупик: ключевые споры проиграны, остается только слать бесконечные жалобы в апелляции. Тем временем бизнес, несмотря на десяток судебных споров, процветает.

Конфликт за «Петербургский нефтяной терминал» начался летом прошлом года. За полгода до этого совладелец терминала Сергей Васильев передал свою 50% долю в АО «ПНТ» супруге Елене. Она же возглавила и совет директоров компании вместо гражданина Германии Михаила Скигина. СМИ тогда писали, что иностранный паспорт Скигина мог стать основным фактором смены руководства компании. Кажется, что решение было пророческим, сейчас Германия является основным европейским поставщиком боеприпасов и финансовой помощи Украине. Поэтому присутствие во главе российского актива человека с паспортом страны НАТО могло препятствовать его работе. Однако и сам Скигин, как следует из решения суда, похоже, препятствует работе компании.

В разгар модернизации инфраструктуры «Петербургского нефтяного терминала», летом 2023 года, кипрская компания Tujunga, связанная со Скигиным, подала первый иск против российских совладельцев ПНТ. Основное требование — передача 50% акций ПНТ, которые принадлежат семье Васильевых, кипрскому офшору Tujunga. Юристы иностранцев ссылались на то, что Васильева получила актив в результате сделок купли-продажи.

«Ссылаются на преимущественное право покупки, но это абсурд, так как Сергей передал мне акции безвозмездно. Мы с Сергеем в браке 30 лет, и у нас трое детей, поэтому это явный абсурд — предполагать, что я купила акции у супруга»,
— рассказывала Елена Васильева в интервью «Деловому Петербургу». 

Впрочем, рассматривать суд иск не стал, так как нашел в нем нарушения. Тем не менее на этом иностранные партнеры Васильевых не остановились. Следом началась масштабная судебная кампания по оспариванию едва ли не каждого решения совета директоров ПНТ. Причем продолжается она до сих пор. Но ничего, нарушающего российское законодательство и права иностранцев, суды в работе руководства терминала не находят. Хотя по одному из процессов, пока шло рассмотрение дела, суд запретил собственникам терминала проводить общее собрание акционеров, на котором в том числе планировалось согласовать выделение финансирования на строительство новой инфраструктуры в «Большом порту Санкт-Петербург».

«Также Скигиными бесконечно инициируются судебные процессы, в которых оспариваются все решения Совета директоров АО «ПНТ». Ничего незаконного в действиях совета директоров суд не обнаружил. Остальные судебные тяжбы бессмысленны, только блокируют интенсивное развитие АО «ПНТ»»,
— рассказывала Елена Васильева в интервью.

Более того, только судом иностранные акционеры, кажется, не ограничились. Летом 2023 года российские собственники терминала, как рассказывала Елена Васильева в интервью, столкнулись с необходимостью доказывать правоохранительным органам, что Сергей Васильев жив и ничего страшного с ним не случилось. На следующий день после визита силовиков в Вырицу в СМИ, которые ранее публиковали имиджевые интервью Скигина, появились все подробности семейной жизни, а журналисты, кажется, даже попробовали поставить диагнозы всем участникам конфликта.

Ключевой иск против российских совладельцев ПНТ подал уже в августе кипрский офшор Tujunga. Согласно данным картотеки арбитражных дел, компания требовала не только 50% акций терминала от российских партнеров, но и признать Елену Васильеву нелегитимным топ-менеджером.

Но документы и решение суда подтверждают: акции Васильева получила от супруга безвозмездно. А значит, имеет полное право на сам актив и может управлять им как глава совета директоров. В настоящий момент Tujunga пытается оспорить это решение в апелляции. Но с первого раза подать правильно заявление юристы иностранной компании не смогли.

Параллельно и само АО «ПНТ» требовало с Tujunga раскрыть своих бенефициаров. Дело в том, что топ-менеджмент терминала, особенно с учетом статуса стратегически важного предприятия, по закону обязан знать, кто стоит за цепочкой офшоров. Как рассказывала в интервью Елена Васильева, последний раз нужные документы с Кипра ПНТ получил в 2022 году. После этого запросы о предоставлении выписок из иностранных реестров были, похоже, проигнорированы. Поэтому ПНТ пришлось через суд доказывать свои права. Только спустя полгода нужные документы были предоставлены. Правда, предшествовал этому крайне странный инцидент.

В январе 2024 года ПНТ столкнулся с атакой БПЛА. К счастью, ни сотрудники ПНТ, ни инфраструктура терминала не пострадали. Однако инцидент показал — комплексу нужна дополнительная защита. Примечательно, что пока совет директоров терминала обсуждал закупку техники для защиты не только самой компании, но и всего «Большого порта Санкт-Петербург», а также дополнительное выделение помощи участникам СВО (первый пакет помощи топ-менеджмент ПНТ отправил фонду «Победа» в сентябре 2023 года), Михаил Скигин, который и называл себя бенефициаром Tujunga, в прессе подробно рассказывал, как устроен терминал, какой ущерб может причинить атака всей экосистеме Балтики. Интересно, что за месяц до этого Скигин получил сразу несколько отказов для прохода на территорию терминала. Его мотивацию поприсутствовать в приграничной зоне, кажется, сочли сомнительной.

Сейчас большинство споров в конфликте за «Петербургский нефтяной терминал» перешло в апелляцию. Создается впечатление, что оспаривают юристы Скигина и Tujunga, как говорится, «медицинские» факты. К примеру, в одном из споров представители иностранцев настаивают, что совет директоров ПНТ не может принимать никакие решения, потому что срок его полномочий истек. Мотивировке иска, вероятно, удивилась судья Юлия Сюрина. Она в начале конфликта сама наложила запрет на проведение собрания акционеров. А топ-менеджмент согласовывается именно на нем. В результате Сюрина признала, что Скигины и Tujunga, вероятно, не отстаивают свои интересы, а злоупотребляют правом и умалчивают в суде важные факты.

«Между тем, именно действия Скигина Е., Скигина М.Д., позицию которых полностью разделяет истец Компания Туджунга Энтерпрайзиз Лимитед, фактически лишили АО «ПНТ» возможности избрать новый легитимный совет директоров путем направления в суд требования о наложении указанных выше обеспечительных мер. <…> Умалчивая при этом о том, что лицами, ответственными за непроведение данного собрания является не действующий совет директоров, а Скигин Е., Скигин М.Д. с согласия истца»,
указано в решении суда

Интересно, что пока немецкий акционер ПНТ Михаил Скигин не может добиться результатов в суде, он, кажется, озаботился собственной репутацией в России. При попытке найти информацию о нем российские поисковики выдают предупреждение, что часть результатов скрыта, так как Скигин реализовал свое право на забвение. Российское законодательство позволяет скрывать из поиска любую информацию о человеке, которую тот посчитает неактуальной. «Подчищены» при этом не только факты о наличии у Скигина гражданства страны, которая активно поддерживает Украину и не признает результаты выборов президента Владимира Путина, но и даже дата рождения немца с ПНТ.

Тем временем российские собственники ПНТ предпринимают меры для защиты «Большого порта Санкт-Петербург» от рисков атак БПЛА. Кроме того, еще в прошлом году компания согласовала выделение помощи фонду «Победа». Как сообщали «Аргументы недели», финансовую поддержку фонда совет директоров компании согласовал еще в сентябре. Средства были направлены на покупку гуманитарной помощи для жителей новых регионов, а также обновление обмундирования российских бойцов и закупку материалов для восстановления Мариуполя.