Полиция Петербурга в мае провела масштабную кампанию по эвакуации кикшеринговых электросамокатов с неположенных для их парковки мест. В то же время комитет по транспорту Петербурга под руководством Валентина Енокаева расширил число локаций, где оставлять СИМ нельзя. В список, в частности, вошли ключевые набережные. Однако сами компании, кажется, не спешат реагировать на жалобы пользователей на брошенные самокаты и задумываются об эвакуации только после угроз вызвать полицию.
Чаще всего в центре в спорных местах бросают самокаты двух компаний: Whoosh и «Яндекс». Как следствие, просьбы в адрес поддержки перенести самокаты на около 50 метров, где они стоят централизовано, мы отправляли именно им. Начнем с «Яндекса».
Кейс 1: пешеходам оставили лишь бордюр и несколько сантиметров тротуара
Спустя около трех часов самокат был еще на месте. По прошествии шести-семи техника все же пропала. Впрочем, не удивимся, что забрали ее не сотрудники «Яндекса», а желающие покататься.
Кейс 2: «обещаем ускориться»
Воскресным вечером, 26 мая, члены редакции снова заметили припаркованный у набережной Мойки самокат. Ситуация в этом случае была чуть лучше, на тротуаре оставалось место для прохода одного пешехода. До централизованной парковки — 115 м. На этот раз поддержка не стала интересоваться, чем нам помешал самокат, а просто обещала помочь и закрыла общение. Редакция вернулась на место спустя около трех часов. Самокат не сдвинулся с места ни на миллиметр. Пришлось реанимировать старое обращение и напоминать о просьбе самокат убрать. Поддержка обещала ускориться только после того, как редакция предложила вызвать полицию, раз «Яндекс» сам не может убрать самокат. К утру понедельника, 27 мая, самокат все же пропал из нашего поля зрения. Но примечательно, что из приложения пропал и чат с поддержкой. Последний якобы датирован 25 мая.
Если самокаты «Яндекса» остаются неприкаянными на тротуарах по одному-двум, то у Whoosh ситуация иная, в выходные можно наблюдать целый рой СИМ компании в центре Петербурга, который обойти без перехода на проезжую часть могут разве что профессиональные акробаты. Но поддержка сервиса, кажется, вовсе не учитывает, что жалобы на парковку требуют быстрой реакции компании.
Итак, имеем: несколько самокатов Whoosh по соседству с СИМ «Яндекса» мешают проходу. Пишем в поддержку, в этом случае мы точно знаем, что разговаривает с нами робот. В приложении ИИ считывать картинки не умеет, поэтому сразу зовем человека. Но и он никаких обещаний не дает, а лишь констатирует — заполняйте заявку на сайте, когда мы ее рассмотрим, перенесем.
После планомерного заполнения жалобы пользователю предлагается согласиться с политикой конфиденциальности — без этого отправить заявку «на удаление парковки» вовсе нельзя. Но, если почитать документ, под которым Whoosh предлагает поставить «галочку», оказывается, что персональные данные жалобщиков уйдут в другую, пусть и крайне дружественную России страну.
Как показала практика, оперативно убрать самокаты со спорных мест поможет разве что высокий спрос на СИМ у пользователей. Но если техника невостребована, сами компании не спешат перегонять ее в более удобные для пешеходов места. При этом порой самокаты перегораживают заезды во двор. А в этом случае речь может идти даже не о комфорте местных жителей, а буквально о чьей-то жизни. Ведь в случае пожара или вызова скорой специалистам добраться до места будет крайне проблематично. При этом не ясно, что мешает самим сервисам отслеживать нарушения парковки, ведь все самокаты видны на картах.