Полиция Петербурга в мае провела масштабную кампанию по эвакуации кикшеринговых электросамокатов с неположенных для их парковки мест. В то же время комитет по транспорту Петербурга под руководством Валентина Енокаева расширил число локаций, где оставлять СИМ нельзя. В список, в частности, вошли ключевые набережные. Однако сами компании, кажется, не спешат реагировать на жалобы пользователей на брошенные самокаты и задумываются об эвакуации только после угроз вызвать полицию.

Редакция abn.agency провела эксперимент — как быстро кикшеринговые сервисы будут убирать самокаты, которые мешают проходу пешеходов и брошены в спорных местах. Спойлер: практически во всех случаях редакция результата так и не дождалась. Для эксперимента мы выбрали одну из петербургских набережных в центре города. В распоряжении имеем централизованную парковку самокатов у Главного штаба, а вокруг узкие тротуары. Однако до места удобной для всех парковки пользователи довозят самокаты далеко не всегда, бросая их на тротуарах у жилых домов, нередко перегораживая заезды во дворы.

Набережная Мойки у Главного штаба. Фото: abn.agency

Чаще всего в центре в спорных местах бросают самокаты двух компаний: Whoosh и «Яндекс». Как следствие, просьбы в адрес поддержки перенести самокаты на около 50 метров, где они стоят централизовано, мы отправляли именно им. Начнем с «Яндекса».

Набережная Мойки у Главного штаба. Фото: abn.agency

Фото: скриншот приложения Whoosh

Фото: скриншот приложения Whoosh

Фото: скриншот приложения Whoosh

Кейс 1: пешеходам оставили лишь бордюр и несколько сантиметров тротуара

У «Яндекса» в приложении поддержка в целом принимает запросы на эвакуацию самокатов в положенные для их стоянки места. Это важный факт — таким функционалом могут похвастаться не все кикшеринги. Однако при первом же запросе в поддержку «Яндекс.Go» убрать самокат, перегородивший дорогу пешеходам, то ли роботы, то ли живые сотрудники предложили нам аргументировать, почему это необходимо сделать. Хотя к обращению была приложена фотофиксация, где сложности для прохода были заметны невооруженным глазом. На настойчивые просьбы все же убрать самокат в место получше, поддержка обещала помочь и закрыла обращение.

Спустя около трех часов самокат был еще на месте. По прошествии шести-семи техника все же пропала. Впрочем, не удивимся, что забрали ее не сотрудники «Яндекса», а желающие покататься.

Кейс 2: «обещаем ускориться»

Воскресным вечером, 26 мая, члены редакции снова заметили припаркованный у набережной Мойки самокат. Ситуация в этом случае была чуть лучше, на тротуаре оставалось место для прохода одного пешехода. До централизованной парковки — 115 м. На этот раз поддержка не стала интересоваться, чем нам помешал самокат, а просто обещала помочь и закрыла общение. Редакция вернулась на место спустя около трех часов. Самокат не сдвинулся с места ни на миллиметр. Пришлось реанимировать старое обращение и напоминать о просьбе самокат убрать. Поддержка обещала ускориться только после того, как редакция предложила вызвать полицию, раз «Яндекс» сам не может убрать самокат. К утру понедельника, 27 мая, самокат все же пропал из нашего поля зрения. Но примечательно, что из приложения пропал и чат с поддержкой. Последний якобы датирован 25 мая.

В целом в случае самокатов «Яндекса» создается впечатление, что недовольным пешеходам стоит рассчитывать скорее на то, что самокаты заберут сами пользователи, чем сотрудники поддержки. Но перейдем к самому интересному — Whoosh.

Если самокаты «Яндекса» остаются неприкаянными на тротуарах по одному-двум, то у Whoosh ситуация иная, в выходные можно наблюдать целый рой СИМ компании в центре Петербурга, который обойти без перехода на проезжую часть могут разве что профессиональные акробаты. Но поддержка сервиса, кажется, вовсе не учитывает, что жалобы на парковку требуют быстрой реакции компании.

Итак, имеем: несколько самокатов Whoosh по соседству с СИМ «Яндекса» мешают проходу. Пишем в поддержку, в этом случае мы точно знаем, что разговаривает с нами робот. В приложении ИИ считывать картинки не умеет, поэтому сразу зовем человека. Но и он никаких обещаний не дает, а лишь констатирует — заполняйте заявку на сайте, когда мы ее рассмотрим, перенесем.

Ссылка из поддержки ведет на страницу «Заявка на удаление парковки». И тут начинается совсем интересное. Чтобы убрать парковку, не нужны фото, зато от заявителя разве что пароль от «Госуслуг» не требуют. Для оформления жалобы необходимо оставить свой номер телефона, электронную почту, указать точный адрес (с индексом), где парковка мешает, и снова аргументировать, почему ее нужно убрать. Исходя из содержания формы, создается впечатление, что она в целом не рассчитана на жалобы о неправильно припаркованных единичных самокатах, а речь идет как раз о централизованных местах для техники.

После планомерного заполнения жалобы пользователю предлагается согласиться с политикой конфиденциальности — без этого отправить заявку «на удаление парковки» вовсе нельзя. Но, если почитать документ, под которым Whoosh предлагает поставить «галочку», оказывается, что персональные данные жалобщиков уйдут в другую, пусть и крайне дружественную России страну.

Из политики конфиденциальности Whoosh следует, что данные о жалобе аккумулируют не в головном юрлице холдинга, а в белорусской компании «ВУШ БЛ», зарегистрированной в Минске. Она же, как следует из текста документа, занимается и обработкой персональных данных самих пользователей. Оставить жалобу на парковку и не оставить своего информационного следа не только в Whoosh, но и у «третьих лиц», кажется, невозможно. Политика конфиденциальности предполагает, что пользователю могут направляться опросы для маркетинговых исследований, рекламные акции и другой спам. Похоже, что те, кто хочет сократить присутствие компании в своей жизни, в итоге его только увеличат. Кстати, жалобу мы так и не отправили, спустя час члены редакции лишь радостно наблюдали за тем, как на самокаты запрыгивают пользователи сервиса.

Как показала практика, оперативно убрать самокаты со спорных мест поможет разве что высокий спрос на СИМ у пользователей. Но если техника невостребована, сами компании не спешат перегонять ее в более удобные для пешеходов места. При этом порой самокаты перегораживают заезды во двор. А в этом случае речь может идти даже не о комфорте местных жителей, а буквально о чьей-то жизни. Ведь в случае пожара или вызова скорой специалистам добраться до места будет крайне проблематично. При этом не ясно, что мешает самим сервисам отслеживать нарушения парковки, ведь все самокаты видны на картах.