Накануне Дня Памяти и Скорби Мойка78 проехала по местам, где хранится эта память. Что сказать, кое-где она потрескалась, где-то переместилась с исторического места и лишилась деталей, где-то идет официальный ремонт — но в будний день чуть ли не свалка и никаких признаков работ. Хотя после осыпавшихся пропилеев Пискаревского мемориала журналистов уже трудно чем-либо удивить.
Стоит отметить, что мемориальная доска не исчезла, а почему-то переместилась на дом 137 по тому же проспекту. Объяснений у нас этому пока нет, как и тому факту, что поставка для цветов под ней вся потрескалась. А казалось бы, покрасить ее — не так много затрат и времени.
По словам реставратора Александра Лебедева, проблема мемориала — частые подтопления, важно поработать с уровнями. Кроме этого, эксперт утверждает, что городские бюджетные подрядчики-реставраторы не сохраняют исторические цвета мемориала, так, например, звезды должны быть красными, а лучи вокруг них — золотыми. Много лет они покрыты, как говорит Лебедев, недорогой серебрянкой. Также, по его словам, в ходу у городских служб при уходе за памятниками простая черная битумная краска. Но в момент съемки Мойкой78 в разгар рабочего дня никаких работ на кладбище не велось, задать вопросы оказалось некому.
Справка:
Знак ордена Отечественной войны — выпуклая рубиново-красная пятиконечная звезда, расположенная на фоне лучей другой пятиконечной звезды (с поворотом нижней по своей оси на 36° по отношению к верхней).
«Формула скорби» — памятник геноциду евреев в 1941 году в городе Пушкине — на вид ухоженный мемориал. Однако Александр Лебедев утверждает, что власти, кажется, опять же не слишком озабочены сохранением памяти. Он приводит довод: зачем было бы делать памятник из латуни с ее довольно высокой устойчивостью к окислению и коррозии, чтобы затем закрасить все черным?
«Ритуальная золотистость латуни не требует затем окрашивания, а только периодически полировки»,— отметил Александр Лебедев.
Однако вот так памятник выглядел еще несколько дней назад, а 20 июня корреспондент Мойки78 сделал фото, где памятник выглядит вот так — реставратор Лебедев уверен, что это и есть его исторический вид.
Похоже, возврат к истокам — чья-то частная инициатива, а не работа городских служб, за это ответственных. Александр Лебедев говорит, что уж сетовать, если сама «Мать-Родина» на Пискаревском мемориальном кладбище утратила свой исторический цвет, о чем Мойка78 также сообщала ранее.
Глава города Александр Беглов и главы комитетов Смольного не преминут возложить в эти дни венки к подножию статуи. Надеемся, что в День Памяти и Скорби осыпавшиеся памятники с трещинами не помешают и рядовым горожанам принести к ним цветы в знак вечного поклонения подвигу предков.
Мойка78 рассказывала ранее о мемориалах в память о погибших в годы блокады (и не только) на территории Петербурга и в каком они состоянии.