Наша редакция занялась анализом сайтов и пабликов о ДТП и ЧП на территории Петербурга и пришла к выводу, что одна из наиболее обсуждаемых тем – инциденты с участием самокатов и моноколес. Больше всего у водителей вызывает возмущение бесконтрольность частных СИМ. А именно те случаи, когда за рулем транспорта оказываются дети, или когда по трассам гоняют взрослые, тем самым провоцируя аварийные ситуации. Все это является причиной появления шквала гневных комментариев.
Примеров масса
11 июля в Петербурге самокатчик-экстремал разогнался на шоссе до скорости около 80 км/ч. Лихача сняли на видео и опубликовали в соцсетях. Он очевидно ехал быстрее машин.
26 мая в группе «ДТП и ЧП Санкт-Петербург» появилось видео с двумя случаями, когда на самокатах катаются дети. Примечательно, что ехали они по двое и по трассе.
Бывает такое, что сами водители самокатов становятся жертвами ДТП, когда попадают под машины. Так, 28 июня в Невском районе женщину на самокате сбил водитель автомобиля. Фото были опубликованы в группе «ДТП и ЧП».
Это связано с отсутствием у них номеров и опознавательных знаков. На дорогах они буквально терра инкогнито. Также сомнения вызывает и исправность частных СИМ. Регулярное ТО их проходить не обязывают, и остается непонятным, как и где их ремонтируют. Иной раз водители СИМ, пытаясь сэкономить, сами решают покопаться в чудо-технике. Только это может привести к печальным последствиям. 22 апреля в Выборгском районе загорелся самокат, владелец которого пытался починить аккумулятор своими силами, но по итогу лишь получил ожоги.
Тоже в апреле в Петербурге из-за моноколеса, загоревшего во время зарядки, пострадала пенсионерка, в тот момент находившаяся в квартире.
Иначе говоря, до момента, пока частные СИМ не подлежат контролю и живут по своим правилам, это является источником больших проблем для их владельцев и окружающих.
Также на прокатных самокатах нельзя кататься несовершеннолетним. У каждого из самокатов имеется свой номер, из-за чего при помощи кикшеринговой программы очень просто вычислить нарушителя. В качестве наказания операторы имеют право налагать штрафы или блокировать аккаунты.
В целях повышения безопасности соглашение постоянно дополняется новыми ограничениями.
Очевидно, что описанное выше неравенство условий необходимо устранить, однако контроль пока находится в перспективе. На рассмотрении в Госдуме лежит законопроект об обязательной регистрации средств индивидуальной мобильности. Всех владельцев СИМ по аналогии с автомобилями планируют обязать проходить процедуру регистрации через Госуслуги. Под СИМ законотворцы подразумевают: электронные самокаты, велосипеды, моноколеса и другие электрогаджеты, предназначенные для передвижения.
Соответствующий законопроект внесли в Госдуму в 2023 году, но пока что его еще предстоит доработать.
«Когда самокаты и моноколеса перестанут быть безымянными, функцию контроля за правонарушениями следует отдать местным властям. Тогда будет эффективное регулирование и ситуация изменится к лучшему»,— сказал Дмитрий Попов.
Примечательно, что в недавнем законопроекте о повышенных штрафах для самокатчиков утоняется, что контроль за нарушениями необходимо возложить на исполнительную власть. Проект рассмотрели 10 июня в первом чтении.
Но на сегодня статистика ДТП с участием частных СИМ остается неутешительной. По данным научного центра безопасности дорожного движения, в прошлом году почти половина происшествий (47,3%) выпадали именно на частные самокаты и моноколеса.