Наша редакция занялась анализом сайтов и пабликов о ДТП и ЧП на территории Петербурга и пришла к выводу, что одна из наиболее обсуждаемых тем – инциденты с участием самокатов и моноколес. Больше всего у водителей вызывает возмущение бесконтрольность частных СИМ. А именно те случаи, когда за рулем транспорта оказываются дети, или когда по трассам гоняют взрослые, тем самым провоцируя аварийные ситуации. Все это является причиной появления шквала гневных комментариев.

Примеров масса

7 июня этого года в Красном Селе водитель моноколеса сбил женщину с ребенком на руках, переходившую дорогу по пешеходному переходу. Видео было опубликовано в Telegram-канале «Транспортный коллапс».

11 июля в Петербурге самокатчик-экстремал разогнался на шоссе до скорости около 80 км/ч. Лихача сняли на видео и опубликовали в соцсетях. Он очевидно ехал быстрее машин.

26 мая в группе «ДТП и ЧП Санкт-Петербург» появилось видео с двумя случаями, когда на самокатах катаются дети. Примечательно, что ехали они по двое и по трассе.

Бывает такое, что сами водители самокатов становятся жертвами ДТП, когда попадают под машины. Так, 28 июня в Невском районе женщину на самокате сбил водитель автомобиля. Фото были опубликованы в группе «ДТП и ЧП».

Этот список можно продолжать еще очень долго. Основной причиной ДТП с участием частных СИМ, как считают автолюбители, является их возможность разгоняться до больших скоростей и ехать по дорогам, без труда обгоняя другие транспортные средства. Некоторые самокатчики вовсе не считают нужным обращать внимание на то, что создают помехи и буквально бросаются под колеса машин. И наказать их едва ли представляется возможным.

Это связано с отсутствием у них номеров и опознавательных знаков. На дорогах они буквально терра инкогнито. Также сомнения вызывает и исправность частных СИМ. Регулярное ТО их проходить не обязывают, и остается непонятным, как и где их ремонтируют. Иной раз водители СИМ, пытаясь сэкономить, сами решают покопаться в чудо-технике. Только это может привести к печальным последствиям. 22 апреля в Выборгском районе загорелся самокат, владелец которого пытался починить аккумулятор своими силами, но по итогу лишь получил ожоги.

Тоже в апреле в Петербурге из-за моноколеса, загоревшего во время зарядки, пострадала пенсионерка, в тот момент находившаяся в квартире.

Иначе говоря, до момента, пока частные СИМ не подлежат контролю и живут по своим правилам, это является источником больших проблем для их владельцев и окружающих.

Одновременно с этим кикшеринг подлежит регулированию. Между операторами проката и комитетом по транспорту Петербурга каждый год заключается соглашение о правилах пользования самокатами, а также ими активно вводятся новые ограничения. Одно из самых главных касается скоростного режима. Пользователи физически не могут разогнаться быстрее 20 км/ч, а в «медленных» зонах ограничение составляет 10 км/ч и 15 км/ч.

Также на прокатных самокатах нельзя кататься несовершеннолетним. У каждого из самокатов имеется свой номер, из-за чего при помощи кикшеринговой программы очень просто вычислить нарушителя. В качестве наказания операторы имеют право налагать штрафы или блокировать аккаунты.

В целях повышения безопасности соглашение постоянно дополняется новыми ограничениями.

Очевидно, что описанное выше неравенство условий необходимо устранить, однако контроль пока находится в перспективе. На рассмотрении в Госдуме лежит законопроект об обязательной регистрации средств индивидуальной мобильности. Всех владельцев СИМ по аналогии с автомобилями планируют обязать проходить процедуру регистрации через Госуслуги. Под СИМ законотворцы подразумевают: электронные самокаты, велосипеды, моноколеса и другие электрогаджеты, предназначенные для передвижения.

Соответствующий законопроект внесли в Госдуму в 2023 году, но пока что его еще предстоит доработать.

Эксперт рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве РФ Дмитрий Попов придерживается мнения, что брать под контроль ситуацию необходимо как можно быстрее. По его словам, проблема существует и она серьезная, поэтому не годиться «прятать голову в песок». Попов считает, что контроль должен быть усиленным, а СИМ необходимо присваивать не только номер, но и куар-код, по которому можно быстро получить информацию о том, что это за модель, кем она произведена и какие имеет технические характеристики.
«Когда самокаты и моноколеса перестанут быть безымянными, функцию контроля за правонарушениями следует отдать местным властям. Тогда будет эффективное регулирование и ситуация изменится к лучшему»,
— сказал Дмитрий Попов.

Примечательно, что в недавнем законопроекте о повышенных штрафах для самокатчиков утоняется, что контроль за нарушениями необходимо возложить на исполнительную власть. Проект рассмотрели 10 июня в первом чтении.

Другая инициатива о регистрации СИМ принадлежит Минтрансу. Ведомством была разработана дорожная карты, которая включает в себя  меры регулирования самокатов и моноколес. Специалисты выступили с предложением обязать юридических и физических лиц вносить в единый федеральный реестр сведения о своих СИМ.

Но на сегодня статистика ДТП с участием частных СИМ остается неутешительной. По данным научного центра безопасности дорожного движения, в прошлом году почти половина происшествий (47,3%) выпадали именно на частные самокаты и моноколеса.