С тех пор как тема нарушений правил самокатчиками стала широко обсуждаться, кикшеринговые компании приняли немало мер. В их числе повышение штрафов, блокировка аккаунтов, вынесение предупреждений. Но есть в арсенале и способы из разряда «мягкая сила». К ним относятся социальные акции и школы вождения. Об этом направлении борьбы за повышение безопасности рассказали операторы проката.
Сервис «МТС Юрент» проводит занятия в «Школах безопасного вождения» в Санкт-Петербурге с 2022 года.
«За это время ее посетило порядка 3 тысяч человек, из них более 1,5 тысяч — с начала 2024 года»,— пояснили в пресс-службе сервиса.
При этом лекции о правилах вождения проводят даже для несовершеннолетних в школах, вузах и ссузах. Несовершеннолетним запрещено пользоваться прокатными самокатами. Но это прицел на будущее, чтобы заранее было известно о последствиях нарушений.
Для тех, кто старше 18 лет, проводят практические занятия в «Школах безопасного вождения».
«Пользователям предлагается преодолевать полосы препятствий, а также познакомиться с ПДД. С такими мероприятиями мы интегрируемся в городские праздники, а также проводим выездные школы в учебных учреждениях»,— пояснили в пресс-службе.
На занятиях говорят о правилах дорожного движения и о культуре вождения: не кататься вдвоем, спешиваться на пешеходных переходах, не кататься в нетрезвом виде, парковать самокаты на специально выделенных для этого местах, уважительно относиться к пешеходам — не сигналить им в спины. В сервисе уверены, что самокат — такое же средство передвижения, как и другие. Для безопасности важно соблюдать правила и быть внимательным не меньше, чем на личном автомобиле.
«Человек, прошедший «Школу безопасного вождения», с вероятностью 90% не будет нарушать ПДД»,— подчеркнули в пресс-службе «МТС Юрент».
Как сообщили в пресс-службе Whoosh, сервис проводит «Школы вождения» в онлайн- и офлайн-форматах с 2021 года. За это время обучение прошли более 2 миллионов человек (данные по всем городам присутствия компании). Сервис старается разнообразить форматы популяризации правил вождения СИМ: информационные кампании, образовательные программы, мероприятия. Все это проводится в рамках проекта «Культурное движение».
«Первая Школа вождения прошла в Петербурге в 2021 году, ее посетило около 300 человек. В дальнейшем мы начали проводить обучение по несколько раз за сезон»,— сообщили в пресс-службе сервиса.
Экспресс-курс состоит из трех разделов. Теоретические: «Правила дорожного движения для СИМ» и «Устройство электросамоката», практический: поездка под присмотром инструктора. На обучение уходит около 15-20 минут.
Онлайн формат Школы вождения доступен в приложении.
«При этом для каждого нового пользователя такое обучение обязательно перед первой поездкой на самокате нашего сервиса: сначала происходит знакомство с правилами, а после этого предлагается пройти тест на закрепление материала»,— заключили в пресс-службе Whoosh.
В июне этого года «Яндекс Go» открыл школу вождения в Санкт-Петербурге. Занятия проводят каждые выходные бесплатно для всех желающих. О графике пользователи могут узнать в приложении и соцсетях. Пользователям преподают теорию и практику, предлагают проехать змейку, преодолеть лежачего полицейского, другие упражнения.
Во всех сервисах уверены, что самокаты стали полноценным городским транспортом и относиться к нему надо также серьезно, как к любому другому виду передвижения по улицам города.
Напомним, для прокатных самокатов в Петербурге действуют ограничения, прописанные в соглашении, заключенном между кикшеринговыми компаниями и комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. Так, скоростной режим ограничен до 20 км/ч по всему городу, в некоторых зонах до 10 км/ч и 15 км/ч. Соглашение подписывают ежегодно и вносят дополнения для повышения безопасности.