Каждому гражданину, который получает статус российского пенсионера, полагается официальный документ — пенсионное удостоверение.

До 2015 года оно представляло собой бумажный документ в виде красной книжки, который имеет юридическую силу и сегодня. В нем содержится информация о владельце, сведения о трудовом стаже, дата выдачи. Документ должен быть заверен подписью и печатью.

Однако получить сегодня пенсионное свидетельство в виде бумажного удостоверения не получится.

Мойка 78 рассказывает, нужно ли вообще получать пенсионное удостоверение, какой вид оно имеет и для чего может понадобиться.

Пенсионное удостоверение нового образца

С 2015 года до 2021 года пенсионеры не получали бумажное удостоверение, но могли получить справку формата А4, которая подтверждала их статус. Получить ее можно было по запросу в отделении Пенсионного фонда РФ.

С 1 января 2021 года пенсионерам начали выдавать документ на пластиковом носителей, похожий на банковскую карту. На нем есть фотография пенсионера, ФИО, номер его СНИЛС, указан вид получаемой пенсии (один или два) и срок, на который она назначена.

Чтобы получить пластиковое пенсионное удостоверение, необходимо подать в отделение Социального фонда РФ следующие документы:

  • заявление на оформление документа,
  • паспорт РФ,
  • фотография 21 на 30 мм (без белого угла).

На получение пенсионного удостоверения уходит всего один день – его выдают в день подачи заявления. Действует оно до тех пор, пока выплачивается пенсия (информация об этом нанесена на пластиковое свидетельство пенсионера).

Нужно ли получать пенсионное удостоверение, и для чего

Получение удостоверения на физическом носителе является добровольным – вся информация о пенсионере содержится в электронном виде в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО), выписку из которой можно получить в любой момент времени (например, через Госуслуги).

По желанию пластиковое удостоверение пенсионера можно получить бесплатно в Социальном фонде РФ.

Для чего оно может понадобиться:

  • скидка на проезд в общественном транспорте,
  • скидки в некоторых магазинах и аптеках,
  • льготы при посещении выставок, музеев, театров,
  • оплата коммунальных услуги без комиссии,
  • персональные предложения по обслуживанию и кредитованию в банках,
  • адресная социальная поддержка,
  • отпуск до 14 дней без сохранения заработной платы,
  • льготы на оплату налогов на имущество.

Получение большинства перечисленных льгот предполагает предъявления документа, подтверждающего статус пенсионера – бумажного удостоверения, пластикового свидетельства или справки/выписки.

Как получить пенсионное удостоверение в 2024 и 2025 году

Форма записи на прием в Социальный фонд РФ. Фото: скрин страницы ведомства

Для начала гражданину необходимо записаться на прием в Социальный фонд через сайт ведомства или личный кабинет Госуслуг. Первый находится по адресу https://es.pfrf.ru/znp/.

Заполнение формы занимает до 5 минут. После ввода персональных данных (ФИО, номер СНИЛС, контактный телефон и адрес электронной почты), необходимо выбрать место приема (адрес отделения ведомства в вашем районе) и тему приема.

В качестве темы приема нужно выбрать в выпадающем списке строку «СНИЛС. Свидетельство пенсионера. ГОСУСЛУГИ. Пенсионные накопления».

Останется выбрать дату и время приема, а также поставить галочку для согласия на обработку персональных данных. После этого станет доступна кнопка «Записаться на прием».

Как восстановить пенсионное удостоверение

Пенсионное удостоверение в форме красной книжки невозможно восстановить, если оно было испорчено или утеряно. Вместо него при обращении в Социальный фонд пенсионеру выдадут пластиковое пенсионное свидетельство.

Услуга бесплатная, штрафы за утерю пенсионного удостоверения не предусмотрены.

Чтобы утраченным удостоверением никто не смог воспользоваться незаконно, необходимо написать в полицию заявление об утере. С этого момента документ аннулируется и считается недействительным.