Корпоративный конфликт между сооснователями Wildberries вышел на новый уровень. 18 сентября в головном офисе компании произошло нападение, которое, кажется, можно обозначить как рейдерский захват.

С чего все началось

В середине июня Wildberries объявил, что объединяется с крупнейшим российским оператором наружной рекламы Russ. После этого компании создали совместное предприятие – ООО «РВБ». Его гендиректором в ЕГРЮЛ указан исполнительный директор Russ Роберт Мирзоян.

Владислав Бакальчук. Фото: скриншот из видео Telegram-канала Рамзана Кадырова

После этого супруг основательницы маркетплейса Татьяны Бакальчук Владислав встретился с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Он заявил, что происходит «рейдерский захват» компании, а его жене якобы не дают видеться с супругом и семью детьми. Кадыров обещал сделать все возможное, чтобы «вернуть жену в семью».

Следом Татьяна Бакальчук объявила, что разводится с мужем. По ее словам, Владиславу принадлежит 1 % акций Wildberries, но фактически он не участвует в управлении бизнесом. Сейчас иск рассматривает суд в Москве.

Татьяна Бакальчук. Фото: скриншот из видео в телеграм-канале Татьяны Бакальчук

Вскоре разгорелся новый конфликт – из-за складов Wildberries. В начале сентября Владислав Бакальчук заявил об остановке строительства складских помещений для маркетплейса по всей России и в странах СНГ. Причиной, по его словам, стало то, что руководство Wildberries прекратило финансировать его компанию «ВБ Девелопмент», которая и выполняла работы.

В РВБ, в свою очередь, заявили, что намерены подать иск на 27 млрд рублей к «ВБ Девелопмент», поскольку компания не выполнила обязательства более чем по 60 договорам.

Что произошло у головного офиса Wildberries

Днем 18 сентября у центрального офиса компании в Романовом переулке раздалась стрельба. Перед этим в здании произошла потасовка между двумя группами людей. На место приехали полиция и реанимация.

Фото: скриншот видео из Telegram-канала Mash

Позже в пресс-службе Wildberries заявили, что Владислав Бакальчук пытался незаконно проникнуть в офис. По словам основательницы маркетплейса, офис пыталась захватить группа людей под руководством Владислава Бакальчука, Сергея Ануфриева и Владимира Бакина.

«Я публично обращаюсь к правоохранительным органам взять на контроль эту ситуацию. У нас нет секретов. Поэтому прошу сделать публичными итоги расследования о мотивах действий людей, организовавших этот беспредел. Вот теперь это рейдерский захват. Вернее, его неудачная попытка»,
– написала Бакальчук в своем телеграм-канале вскоре после случившегося.

Фото: скриншот видео из Telegram-канала Mash

Сделал заявление и сам Владислав Бакальчук. Он утверждает, что пришел в офис на переговоры, о которых компания была уведомлена. Но его команду отказалась пустить охрана, а за тем, со слов бизнесмена, изнутри офиса была открыта стрельба.

«Мы пришли с чётким планом действий: передать официальные документы и обсудить важный вопрос строительства новых складов, которое приостановлено из-за указаний Роберта Мирзояна. Wildberries, как известно, срочно нуждается в этих складах»,
– рассказал Бакальчук.

Он заявил, что никто не ожидал, что прозвучат выстрелы. Происходившее в Романовом переулке он назвал «расстрелом». При этом в Wildberries приводят другую версию произошедшего. В компании утверждают, что первыми пальбу начали люди Бакальчука.

Последствия

При стрельбе в головном офисе погибли двое сотрудников охраны Wildberries. Еще семь человек, включая двоих полицейских, ранены. Татьяна Бакальчук пообещала, что компания окажет поддержку семьям погибших.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по пяти статьям – об убийстве, покушении на убийство двух и более лиц, незаконном хранении огнестрельного оружия, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа и о самоуправстве. Владиславу Бакальчуку и еще шести фигурантам дела предъявлено обвинение. Бизнесмену грозит до 20 лет лишения свободы.

Чем закончится история с «разделом» Wildberries, покажет время. Но все, что происходит вокруг компании, напоминает ситуацию с петербургским Ulmart. Там все началось с распрец между сооснователями компании. Затем ситуация вылилась в уголовное дело из-за кредитов, что и стало причиной краха компании.

Как развивалась история с Ulmart

Склад-гипермаркет Ulmart был основан в 2008 году предпринимателями Алексеем Никитиным и Михаилом Васинкевичем. Позднее для развития бизнеса был привлечен Дмитрий Костыгин, который на тот момент вместе с партнером Августом Мейером владел долей в торговой сети «Лента». Последний позже тоже получил долю в капитале компании.

Развитие Ulmart крайне быстро набирало обороты. К 2014 году он вошел в тройку крупнейших российских интернет-компаний. Однако уже в 2015-м курс рубля резко упал, и Ulmart начал копить долги. К февралю 2016 года его обязательства перед поставщиками достигли 6 млрд рублей. Меньше чем за год долги выросли вдвое.

Тогда в компании произошел акционерный конфликт. Никитин и Васинкевич выступили с резкой критикой топ-менеджмента и стратегии Ulmart. В свою очередь, Костыгин предложил Васинкевичу довнести в капитал 30 млн долларов, однако тот не согласился и потребовал выкупа своей доли через суд Лондона.

Осенью 2016 года акционеры Ulmart начали переговоры с финансовой группой «Сафмар» миллиардера Михаила Гуцериева. Но в итоге сделка так и не состоялась. Как позже объяснял сам Гуцериев, не было доверия к партнерам, которые не могут договориться между собой.

В том же году руководство Ulmart обратилось в два банка, желая получить кредиты на развитие интернет-ретейлера. А в 2018 в отношении компании ввели процедуру банкротства. С этого началась история уголовного преследования Костыгина и Мейера.

Август Мейер. Фото: объединенная пресс-служба судов Петербурга

В 2017 году был задержан Костыгин, который, как полагает следствие, не собирался выплачивать кредит на 1 млрд рублей. По данным СК, он якобы предоставил в банк ложные сведения о финансовом состоянии интернет-ритейлера. А в конце 2021 года был задержан его партнер Август Мейер – по подозрению в хищении у банка 2,3 млрд рублей. Эти деньги он получил незадолго до того, как Ulmart окончательно пережил крах.

Дмитрий Костыгин. Фото: Baltphoto/Дарья Иванова

Сейчас дело против совладельцев некогда одного из крупнейших интернет-магазинов России рассматривает Московский районный суд Петербурга. В деле 190 томов. 17 сентября завершились прения. Прокурор запросил восемь лет колонии общего режима и штраф по 900 тысяч рублей для обоих бизнесменов.