Корпоративный конфликт между сооснователями Wildberries вышел на новый уровень. 18 сентября в головном офисе компании произошло нападение, которое, кажется, можно обозначить как рейдерский захват.
С чего все началось
В середине июня Wildberries объявил, что объединяется с крупнейшим российским оператором наружной рекламы Russ. После этого компании создали совместное предприятие – ООО «РВБ». Его гендиректором в ЕГРЮЛ указан исполнительный директор Russ Роберт Мирзоян.
После этого супруг основательницы маркетплейса Татьяны Бакальчук Владислав встретился с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Он заявил, что происходит «рейдерский захват» компании, а его жене якобы не дают видеться с супругом и семью детьми. Кадыров обещал сделать все возможное, чтобы «вернуть жену в семью».
Следом Татьяна Бакальчук объявила, что разводится с мужем. По ее словам, Владиславу принадлежит 1 % акций Wildberries, но фактически он не участвует в управлении бизнесом. Сейчас иск рассматривает суд в Москве.
Вскоре разгорелся новый конфликт – из-за складов Wildberries. В начале сентября Владислав Бакальчук заявил об остановке строительства складских помещений для маркетплейса по всей России и в странах СНГ. Причиной, по его словам, стало то, что руководство Wildberries прекратило финансировать его компанию «ВБ Девелопмент», которая и выполняла работы.
В РВБ, в свою очередь, заявили, что намерены подать иск на 27 млрд рублей к «ВБ Девелопмент», поскольку компания не выполнила обязательства более чем по 60 договорам.
Что произошло у головного офиса Wildberries
Днем 18 сентября у центрального офиса компании в Романовом переулке раздалась стрельба. Перед этим в здании произошла потасовка между двумя группами людей. На место приехали полиция и реанимация.
Позже в пресс-службе Wildberries заявили, что Владислав Бакальчук пытался незаконно проникнуть в офис. По словам основательницы маркетплейса, офис пыталась захватить группа людей под руководством Владислава Бакальчука, Сергея Ануфриева и Владимира Бакина.
«Я публично обращаюсь к правоохранительным органам взять на контроль эту ситуацию. У нас нет секретов. Поэтому прошу сделать публичными итоги расследования о мотивах действий людей, организовавших этот беспредел. Вот теперь это рейдерский захват. Вернее, его неудачная попытка»,– написала Бакальчук в своем телеграм-канале вскоре после случившегося.
Сделал заявление и сам Владислав Бакальчук. Он утверждает, что пришел в офис на переговоры, о которых компания была уведомлена. Но его команду отказалась пустить охрана, а за тем, со слов бизнесмена, изнутри офиса была открыта стрельба.
«Мы пришли с чётким планом действий: передать официальные документы и обсудить важный вопрос строительства новых складов, которое приостановлено из-за указаний Роберта Мирзояна. Wildberries, как известно, срочно нуждается в этих складах»,– рассказал Бакальчук.
Он заявил, что никто не ожидал, что прозвучат выстрелы. Происходившее в Романовом переулке он назвал «расстрелом». При этом в Wildberries приводят другую версию произошедшего. В компании утверждают, что первыми пальбу начали люди Бакальчука.
Последствия
При стрельбе в головном офисе погибли двое сотрудников охраны Wildberries. Еще семь человек, включая двоих полицейских, ранены. Татьяна Бакальчук пообещала, что компания окажет поддержку семьям погибших.
Чем закончится история с «разделом» Wildberries, покажет время. Но все, что происходит вокруг компании, напоминает ситуацию с петербургским Ulmart. Там все началось с распрец между сооснователями компании. Затем ситуация вылилась в уголовное дело из-за кредитов, что и стало причиной краха компании.
Как развивалась история с Ulmart
Склад-гипермаркет Ulmart был основан в 2008 году предпринимателями Алексеем Никитиным и Михаилом Васинкевичем. Позднее для развития бизнеса был привлечен Дмитрий Костыгин, который на тот момент вместе с партнером Августом Мейером владел долей в торговой сети «Лента». Последний позже тоже получил долю в капитале компании.
Тогда в компании произошел акционерный конфликт. Никитин и Васинкевич выступили с резкой критикой топ-менеджмента и стратегии Ulmart. В свою очередь, Костыгин предложил Васинкевичу довнести в капитал 30 млн долларов, однако тот не согласился и потребовал выкупа своей доли через суд Лондона.
Осенью 2016 года акционеры Ulmart начали переговоры с финансовой группой «Сафмар» миллиардера Михаила Гуцериева. Но в итоге сделка так и не состоялась. Как позже объяснял сам Гуцериев, не было доверия к партнерам, которые не могут договориться между собой.
В 2017 году был задержан Костыгин, который, как полагает следствие, не собирался выплачивать кредит на 1 млрд рублей. По данным СК, он якобы предоставил в банк ложные сведения о финансовом состоянии интернет-ритейлера. А в конце 2021 года был задержан его партнер Август Мейер – по подозрению в хищении у банка 2,3 млрд рублей. Эти деньги он получил незадолго до того, как Ulmart окончательно пережил крах.