Ровно 145 лет назад, 3 сентября 1880 года, на улицах Петербурга произошло знаковое событие. Вагон конки, движимый не лошадьми, а электрической силой, впервые проехал по городским рельсам. Этот эксперимент навсегда изменил историю городского транспорта.

Изобретение российского инженера получило международное признание. Технологией заинтересовались даже братья Сименс, которые внедрили ее на первой трамвайной линии в Германии, связавшей Берлин с пригородом Лихтерфельдом.
Однако на родине Пироцкого прогресс столкнулся с сопротивлением. Владельцы конок, защищая свой бизнес, почти три десятилетия блокировали развитие электрического трамвая в Петербурге. Регулярное движение запустили только в 1907 году, спустя 27 лет после исторического испытания. Сам инженер до этого момента не дожил.
Примечательно, что конка еще 10 лет работала в городе параллельно с электрическими трамваями. В ХХ веке трамвайная сеть Петербурга стала самой протяженной в мире, а в настоящее время продолжает оставаться одной из крупнейших в стране.