Наученные опытом сноса дома на Ремесленной, 3, петербургские законодатели озаботились случаями подмены сроков возведения исторических зданий. В городе срок строительства — это иммунитет. Сносить дома, построенные до революции, нельзя. Но если дом вырос после 1917 года, спасти его от экскаватора будет уже непросто.
В погоне за выгодным участком застройщики прибегают к ловкости рук — привлеченные «эксперты» изучают здание, в сведения кадастра недвижимости вносятся изменения, дом резко «молодеет» и теряет «дореволюционную» защиту.
После нескольких таких случаев депутаты ЗакСа решили, что процедуру перевода исторических зданий в обычные необходимо существенно усложнить. Комитет по законодательству петербургского парламента предлагает менять данные о датах строительства в реестре недвижимости только по решению суда.
Для этого предстоит внести поправки в федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости». В Единый государственный реестр недвижимости вносят все данные о здании, отмечается и год завершения строительства. Опираясь на эти сведения потом устанавливается, попадает ли дом под охрану и в каком качестве его можно использовать.
«Однако в настоящее время в нашем городе возникают ситуации, когда застройщики намеренно вносят изменения в сведения кадастра недвижимости о годе постройки изначально исторических зданий. Девелоперы обращаются к экспертам, получают заключения (в объективности которых не всегда можно быть уверенными), что то или иное здание было построено после 1917 года. Это позволяет сносить старый дом и строить на его месте экономически более выгодное сооружение, например, бизнес-центр или элитное жилье»,
— объясняет причину возникновения законодательной инициативы ее автор депутат Денис Четырбок.
Он подчеркнул, что развязанные в плане смены дат постройки руки застройщиков могут в последствии привести к нарушениям исторического облика города. Игры с настоящими и подогнанными датами возведения домов на руку тем, кто занимается уплотнительной застройкой.
«В связи с этим мы предлагаем отнести к исключительной компетенции суда принятие решений об изменении сведений в ЕГРН при возникновении спорных вопросов. Это позволит пресечь практику таких вопиющих случаев, которые мы недавно наблюдали», — отмечает Денис Четырбок.
Вопиющий и недавний — это, судя по всему, инцидент со сносом дома №3 или Жилого дома служащих завода «Бавария» на Ремесленной улице. Его уничтожили в августе для строительства моста через Серный остров. Кирпичное здание мешало возведению переправы. Градозащитники отстаивали дом всеми силами. Они заявляли, что нашли доказательства дореволюционной постройки дома, который по закону Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия..», не мог быть снесен. Во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры отмечали, что предоставляли в Смольный архивную справку, фотографии и чертежи, которые доказывали — дом построен гораздо раньше, чем указывается сейчас.
Было даже возбуждено уголовное дело. Но, рассматривая факт незаконного изменения даты постройки, Куйбышевский районный суд отказал в исправлении кадастровой ошибки. Дом предлагали спасти всеми возможными способами: сузить возле него мост до четырех полос, чтобы избежать сноса, и даже передвинуть здание на новое место.
Менять проект моста не стали — до этого уже приходилось вносить в него корректировки, чтобы ограничить высоту пилона. «Полностью перепроектировать объект в условиях временных ограничений строительства, связанных с существующими обязательствами по подготовке города к Чемпионату мира по футболу и Кубку Конфедераций, не представляется возможным», — отмечали в КРТИ зимой 2017 года после того, как пилон снизили до 44 метров.
Передвигать дом №3 на Ремесленной тоже не стали. Идею с передвижением исторических зданий вице-губернатор Игорь Албин стал активно пропагандировать только сейчас. А дом служащих завода «Бавария» снесли в течение одного дня.
В КГИОП после скандального сноса снова заявили — дом не имеет статуса объекта культурного наследия, по данным кадастрового учета он построен в 1920 году и не относится к числу исторических.
«Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга по делу №2-а-3074/16 было подтверждено, что у КГИОП не было законных оснований подвергать сомнению принятое Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу решение об установлении года постройки здания», — отмечали в КГИОП.
А мост через остров Серный, который строит ЗАО «Пилон», уже стал причиной головной боли для жильцов другого здания на улице Ремесленной. Жильцы дома №5 опасаются, что их коммуналка, пошедшая трещинами из-за строительства моста прямо во дворе, может рухнуть.