Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров в вялотекущей, но никогда не прекращающейся информационно-политической войне с хозяином Смольного никогда не действует открыто, предпочитая выдвигать на первый план своих соратников в ЗакСе — как скрытых, так и явных. Явными проводниками идей спикера выступает группа депутатов от «Единой России», наиболее лояльная Вячеславу Серафимовичу.
Так, в истории с «изнасилованием Петроградки» таковым выступил депутат- «единоросс» Юрий Гладунов — к нему якобы поступили массовые обращения в связи со строительством, которое ведет на петроградской стороне ЖК «Кинг». «Сколько можно кошмарить жителей? Вы плодите обманутых дольщиков!», — заявил Гладунов. Его тут же поддержал Вячеслав Макаров — он возложил вину за «уплотниловку» в престижном районе на Смольный, а также на районные администрации.
Вячеслав Макаров и Юрий Гладунов у мойки. Фото: пресс-служба ЗакСа
«В самом пронзительном документе времен войны — приказе «Ни шагу назад» — есть такие слова: «Когда вы отступаете, вы отдаете на изнасилование своих близких — матерей, дочерей и сестер». Так вот, не надо отдавать на изнасилование Петроградскую сторону! Надо немедленно остановить все стройки»,
— заявил Макаров.
Основные инструменты, которыми действует депутатский «спецназ», — это запросы и обращения в различные инстанции, от судов и прокуратуры до Госдумы и Совета Федерации. Как правило, они призваны привлечь внимание к тем или иным действиям чиновников Смольного во главе с губернатором, а в идеале — серьезно дискредитировать их.
Не менее эффективным инструментом является шельмование той или иной инициативы чиновников в ходе парламентских дискуссий.
Еще один инструмент — внесение на рассмотрение парламентом различных законопроектов, в той или иной угрожающих Смольному потерей контроля над районными или муниципальными структурами, или просто перераспределяющими власть в городе в пользу ЗакСа. Как правило, такие инициативы не доходят до стадии утверждения, но, тем не менее, служат весьма эффективным инструментом в торге между парламентом и Смольным по ключевым вопросам.
В чем состоит личный интерес «спецназовцев Макарова» участвовать в подобных играх? В первую очередь, это поддержание хороших отношений с самим спикером, влияние которого на депутатский корпус в последние пару лет превысило все мыслимые пределы. Как правило, это дает самим «спецназовцам» многочисленные бонусы — как материального, так и нематериального характера.
Для кого-то это — участие в различных комфортных зарубежных поездках «по парламентской линии», внутрироссийских акциях, приуроченных к памятным и праздничным датам, приемах, фуршетах и т..д.
Для других депутатов — это возможность получить хорошую долю финансового «пирога» для своих подконтрольных территорий и аффилированных с депутатами структур, выделяемого по «поправке БФК».
Для третьих — это «зеленый свет» от спикера на продвижение собственных инициатив и законопроектов в парламенте.
Наконец, для четвертых — это и вовсе какие-то мелкие премии или услуги, которые можно получить через спикера, а также — гарантии его моральной поддержки. Допустим, многие уверены, что тот же депутат Резник после решения суда и «отсидки» в СИЗО после протестов 12 июня 2017-го вполне мог бы быть изгнан из парламента (нужную формулировку в Мариинском придумали бы).
Арест депутата Максима Резника. Фото: объединенная пресс-служба судов
Однако у Резника, при всей его оппозиционности, всегда были хорошие личные отношения с Макаровым. Так же, как и у другого независимого депутата-«яблочника», Бориса Вишневского.
Депутат ЗакСа Борис Вишневский. Фото: Baltphoto/ Андрей Пронин
В кулуарах Мариинского поговаривают, что в неотложных случаях он с разрешения спикера пользуется машиной из парламентского гаража (как известно, от своих служебных машин, полагающихся депутатам по закону, «яблочники» гордо отказались еще в бытность Явлинского главой фракции).
Скриншот сайта assembly.spb.ru
В 2017-м городской парламент с благословения Макарова произвел целый ряд мощных выпадов в адрес Смольного. А сам спикер, по мнению политологов, всерьез сосредоточился на укреплении своих политических и административных позиций в городе. Например, в Горизбиркоме лишили серьезных полномочий ставленника Смольного — главу комиссии Виктора Панкевича. Затем ужесточили ответственность чиновников и даже заговорили о принятии закона «О парламентском расследовании» — правда, в итоге так его и не приняли.
Более того — депутаты грозились, что вот-вот примут закон об… утверждении парламентом глав районов Петербурга. Однако в последний момент в «закулисье» переговоров между Смольным и Мариинским был, видимо, достигнут некий компромисс, и этот закон «убрали под сукно». Одним словом, конфликт Смольного и Мариинского дворца то вспыхивает, то затихает, но полностью не прекращается никогда.
При этом Макаров не скрывает — помимо коллег-«единороссов» он никогда не чурался дружбы с такими «борцами за демократию» в ЗакСе, как Максим Резник, Борис Вишневский, Оксана Дмитриева и т.д. Однако раньше эта «дружба» не мешала Макарову, когда надо, изображать верноподданичество перед Полтавченко, возглавляя региональную ячейку «Единой Россиии». В кулуарах ЗакСа открыто говорят — спикер периодически напоминает исполнительной власти о своей дружбе с оппозицией. Тем самым добиваясь от Смольного выгодных для себя решений под угрозой «спустить с поводка» парламентских оппозиционеров.
Одним из эффективных «таранов» в борьбе со Смольным для Макарова выступает депутат от «Партии Роста» Максим Резник. Несмотря на демонстративное дистанцирование от спикера, Резник постоянно подает различные иски к правительству Петербурга и отдельным вице-губернаторам. Например, сейчас в смольнинском райсуде лежит иск от Резника к вице-губернатору Александру Говорунову.
Скриншот сайта assembly.spb.ru
Поводом для разбирательства стали регулярные отказы Смольного раскрыть тексты концессионных соглашений по крупным городским проектам государственно-частного партнерства (ГЧП). А сам Говорунов, ссылаясь на «конфиденциальные данные», отклонил требование Резника рассекретить договор между городом и Транспортной концессионной компанией (она строит в Красногвардейском районе частную трамвайную сеть). Ранее, в конце ноября, тот же Резник обратился к прокурору Сергею Литвиненко с просьбой проверить соглашение. Не устраивает Резника и то, что Смольный давно отказывается раскрывать договор по Западному скоростному диаметру, оператору которого город из года в год выплачивает из бюджета недополученную прибыль.
В число «спецназовцев Макарова» можно с полным правом занести и лидера «Партии Роста» в ЗакСе Оксану Дмитриеву. Во-первых, дама-экономист постоянно предъявляет претензии Смольному в связи с формированием и планированием городского бюджета. Более того — она вместе с помощниками регулярно составляет «альтернативный бюджет», резко критикуя изъяны при верстке реального бюджета Петербурга. По слухам, это является настоящей «головной болью» как для смольнинского Комитета финансов, так и для губернатора.
Депутат Оксана Дмитриева. Фото: Baltphoto / Андрей Пронин
Во-вторых, Дмитриева, как и Резник, Ковалев и другие оппозиционные депутаты ЗС, постоянно и очень резко критикует уже упоминавшееся соглашение по ЗСД, считая ежегодно выделяемые Смольным инвесторам 4-4,5 млрд рублей «необоснованной и непомерной суммой». Наконец, одной из наиболее удобных мишеней для своей депутатской критики Дмитриева избрала смольнинский Комитет по инвестициям — одно из любимых детищ Полтавченко. Депутаты от «Партии Роста» давно и регулярно «разносят» главу инвестиционного комитета Ирину Бабюк по любому поводу. Ее обвиняют ее в том, что она по умолчанию (и чуть ли не по собственной инициативе) предоставляет инвесторам льготные условия и «почти бесплатные» участки земли, так что остальным комитетам потом долго приходится расхлебывать последствия договоров, заключенных Бабюк и ее подручными.
Немалую лепту в дискредитацию деятельности Смольного вносит и глава фракции «Справедливая Россия» Алексей Ковалев.
Депутат Алексей Ковалев. Фото: пресс-служба ЗакСа
Являясь «штатным градозащитником» парламента, он всячески критикует работу нынешнего главы КГИОП, ставленника губернатора Сергея Макарова. Как следует из высказываний Ковалева и его сторонников, Сергей Макаров действует в интересах девелоперов, стремясь вывести старинные городские здания из-под действия закона «Об охране памятников». И тем самым — нанести урон городской архитектуре. Излишне говорить, что и здесь Ковалев — вольно или невольно — льет воду на мельницу спикера Макарова.
Скриншот сайта assembly.spb.ru
Таким образом, действуя вроде бы в интересах «простых горожан», Резник, Ковалев, Вишневский и Дмитриева (не говоря уже о «единороссах») без устали дергают, раздражают Смольный, регулярно выставляя его руководство в неприглядном свете. Что, в конечном итоге, играет на руку спикеру Макарову в его войне с Полтавченко.
По мнению наблюдателей, до недавнего времени эта тактика спикера успешно работала. Но в последние месяцы, когда в обеих столицах возобновились разговоры о скорой отставке Полтавченко (многие уверены, что она случится после Чемпионата мира по футболу-2018), Макаров перешел в наступление.
Помимо депутатов один из эффективных инструментов Макарова в борьбе с Полтавченко — руководство местного отделения «Единой России». Предметом очередного этапа этой схватки стало влияние на муниципалитеты в Центральном районе Петербурга. Здесь спикер также повел борьбу чужими руками — его зам в парламенте, Сергей Соловьев, написал депутатский запрос на имя Полтавченко, в котором пожаловался на работу администрации Центрального района.
Заместитель председателя ЗакСа Сергей Соловьев. Фото: пресс-служба ЗакСа
Скриншот сайта assembly.spb.ru
Ранее такие запросы писала только экс-глава района, а ныне депутат-«единоросс», Мария Щербакова. Эта дама, тоже действующая в интересах Макарова, многократно жаловалась, что новый глава администрации, ставленник Смольного Андрей Хлутков «препятствует ее депутатской деятельности». Вообще-то Щербакова ранее считалась вполне «системным» человеком, но, попав в ЗакС, явно «зазвездила».
Депутат Мария Щербакова. Фото: Baltphoto / Андрей Пронин
Она принялась истово «торпедировать» Хлуткова запросами по поводу разных проблемных точек района — от Апраксина двора, вечной петербургской «язвы», до проблемы с питейными заведениями на Думской улице. Когда атаки Щербаковой не увенчались успехом, в бой бросили верного Макарову вице-спикера Сергея Соловьева. Тот начал требовать созыва разных комиссий для решения как реальных, так и явно надуманных проблем района. Не остался в стороне и сам спикер — он яростно клеймил позором деятельность Хлуткова на пленарных заседаниях парламента. Тем не менее, глава района пока остается на своем посту.
«Макаров продолжает свои атаки на исполнительную власть города. Он претендует на то, чтобы контролировать назначения глав районов. Но это само по себе способно кардинально поменять устройство власти в городе, — считает политолог Валентин Бианки. — В данном случае Центральный район – это лишь повод для очередной атаки на Смольный, пока публичной, а не юридической и аппаратной».
По мнению экспертов, тактический повод для очередного этапа войны между Смольным и Мариинским дворцом — в том, что все городские игроки готовятся к муниципальным выборам в 2019-м. Возможно, это борьба за политический контроль над территориями. Получается, что в системе организации власти есть два центра — районная администрация, которая напрямую подчиняется Смольному, и партийная. Хлутков в Центральном районе отчаянно пытается перехватить контроль над местным отделением «Единой России». И это — сильный раздражитель для Макарова, который ищет любые зацепки, чтобы предъявлять ему претензии как по линии ЗакСа, так и от «Единой России».
Кроме того, спикер ЗакСа может вскоре получить дополнительный рычаг воздействия на Смольный — возможность проводить парламентские расследования в отношении чиновников («Мойка78» писала об этом в декабре). Проект закона, наделяющего депутатов правом расследовать деятельность городских чиновников и муниципалов, разработали ближайшие единомышленники спикера, «единороссы» Денис Четырбок и Сергей Соловьев.
Если закон примут, то поводом для начала расследования может стать обращение депутата ЗС, содержащее информацию «о неисполнении должностными лицами Устава или законов Петербурга, принятых Заксобранием». Среди таких поводов — нарушения прав и свобод человека, неисполнение бюджета и т. д. Если информация о нарушении закона подтвердится, может быть сформирована специальная комиссия, в которую, помимо депутатов, войдут вице-спикер ЗакСа и глава Комитета по законодательству (сам Четырбок). По итогам расследования депутаты смогут обратиться в полицию или прокуратуру, потребовать отстранения или наказания «проштрафившегося» чиновника.
В целом эксперты констатируют — жажда власти со стороны спикера ЗС может стоит кресел значительному числу городских чиновников. Похоже, Макаров, начал открытую войну со Смольным за контроль над районными администрациями и ячейками «Единой России». И самое непосредственное участие в этой войне принимает «спецназ Макарова» — как провластные, так и оппозиционные депутаты питерского парламента. У каждого из членов «спецназа Макарова» — свои мотивы и причины играть на стороне спикера. Однако все вместе они составляют мощную «машину давления» на Смольный, призванную постоянно расширять и увеличивать влияние спикера и подконтрольного ему ЗакСа в политической сфере Северной столицы.