Минкульт России отозвал прокатное удостоверение у британского фильма «Смерть Сталина», снятого режиссером Армандо Ианнуччи. Это вызвало в России очередной «киноскандал», которые в последнее время вообще стали для нашего общества привычными.
Как пояснили в Минкульте, прокатное удостоверение у «Смерти Сталина» отозвали потому, что «при его публичном показе выявилась информация, распространение которой запрещено законами РФ». Формулировка, скажем прямо, более чем расплывчатая — ведь под таким соусом можно запретить к прокату вообще практически любую картину.
Российские общественные деятели были более конкретны, чем чиновники. Глава Общественного совета РФ Юрий Поляков сообщил — «Смерть Сталина» не должны показывать в России из-за признаков идеологической борьбы. А после предпросмотра фильма ни один человек не высказался в его поддержку как художественного произведения». Глава Микульта Владимир Мединский заявил: «Люди старшего поколения воспримут фильм как оскорбительную насмешку над всем советским прошлым, над страной, победившей фашизм, над армией, простыми людьми и даже над жертвами сталинизма». А председатель ВООПиК Артем Демидов прямо назвал ленту «провокацией»: «Это выглядит кощунством и глумлением, на которые мы должны были дать однозначный ответ».
Режиссер «Смерти Сталина» Ианнуччи честно пытался оправдаться. «Все русские, которым мы показывали фильм, сказали, что им очень понравилось, они его оценили. Про фильм говорят — «смешно, но правда»», – сообщил Иануччи. Но режиссера, понятное дело, уже никто не слушал: сказано запретить, значит — запретить. Напомним, сатирическая комедия должна была выйти в РФ 25 января. Сюжет картины строится вокруг смерти Иосифа Сталина и борьбы за власть, которая развернулась между политическими деятелями СССР до и после его похорон.
На этом фоне сразу же вспомнились все последние российские скандалы, связанные с выходом тех или иных кинокартин. В первую очередь — скандал с фильмом Алексея Учителя «Матильда», который шумел в стране без малого год. Напомним, еще до выхода на экраны фильм, повествующий о романе юного наследника престола Николая с балериной Матильдой Кшесинской, породил жесткую общественную полемику. Он вызвал призывы к запрету фильма со стороны депутата Госдумы Натальи Поклонской и патриотического движения «Сорок сороков».
«Матильду» обвиняли в «искажении исторической правды», конфликт сопровождали угрозы создателям фильма и кинотеатрам от некой организации «Христианское государство — Святая Русь». Дошло даже до поджогов нескольких кинотеатров. Правда, после выхода «Матильды» на экраны в октябре 2017-го о нем почти сразу забыли — картина вышла настолько слабой, что и говорить было не о чем.
Кстати, отзыв из проката «Смерти Сталина» охотно прокомментировала та же Поклонская. Она заявила: «Дискуссия о фильме, который никто не видел, привела к тому, что «защитники свободы творчества» наконец-то увидели ее пределы. А ведь еще совсем недавно они переживали как раз о недопустимости ее ограничения».
Еще один недавний пример искусственно раздутой шумихи вокруг фильма — спортивно-патриотическая драма «Движение вверх», посвященная знаковой победе нашего баскетбола над американским в ходе Олимпиады-1972. Правда, в этом случае шумиха была вполне экономически оправдана. Пока федеральные телеканалы без устали рекламировали этот фильм, народ валом валил в кинотеатры. Там россияне не только поднимали свой патриотический дух, но и делали хорошую кассу «Движению…». В итоге общие сборы с его проката перевалили за два миллиарда рублей.
Кстати, по ходу возник и еще один киноскандал, связанный с детским фильмом «Приключения Паддингтона-2». Кинотеатры анонсировали начало его проката на 18 января, буквально накануне это кино стояло в расписании многих сетей. Но утром 18 января несчастный «Паддингтон» исчез из графика кинотеатров. А зрителям, заранее купившим билеты, предложили либо сдать их в кассы и вернуть свои деньги, либо приходить смотреть на приключения медвежонка 1 февраля.
Как выяснилось, «наверху» подумали и решили — поскольку «кассовый полет» «Движения вверх» еще не исчерпался, буржуазный «Паддингтон» еще, не дай бог, оттянет на себя большую долю кассовых сборов. Поэтому «Паддингтона» попросили подождать, а на прокатчиков «административно надавили». Те пришли в ярость и заявили, что «Минкульт уничтожает киноотрасль». Зато «Движение…» в итоге установило прокатный рекорд России.
Ключевой момент во всех этих киноскандалах, как правило, остается «за кадром». Он прост: на фоне того, что уровень жизни рядовых россиян неуклонно снижается, цены на продукты, «коммуналку» и другие необходимые вещи растут, а зарплаты остаются теми же, властям периодически требуются «отвлекающие факторы». И они почти всегда удачно находятся — в лице той же «Матильды», «Движения вверх», или вот теперь — «Смерти Сталина». Понятно, что властям гораздо удобнее, когда народ обсуждает в курилках и на кухнях перипетии прокатной судьбы той же «Матильды», нежели вопросы вроде «почему на тысячу в магазине почти ничего не купить?» Или «почему зимний отдых на море опять стал доступен только богатым?».
Есть и еще одна веская причина для запрета британского фильма — слишком неудачное время проката. Уже 3 февраля страна готовится слиться в порыве патриотизма по поводу великой годовщины — 75-летия окончания Сталинградской битвы. По этому поводу с речью в Волгограде обратится к народу президент Путин, а во многих городах пройдут памятные митинги и исторические реконструкции. И вот на фоне всей этой народно-патриотической скорби — «Смерть Сталина» во всех кинотеатрах страны»! Как ни крути — чудовищный диссонанс. Вот и запихнули неуместную британскую комедию подальше на полку — как говорится, «от греха подальше».