В ближайшем будущем Россия откажется от долевого строительства. Эксперты говорят о плюсах этого шага, но забывают, что решение одной проблемы может повлечь за собой возникновение по меньшей мере двух новых.

Осенью 2017 года президент распорядился в течение трех лет заменить долевое строительство другими способами финансирования (банковские кредиты, собственные средства). Первые шаги в этом направлении уже сделаны: с 1 января нынешнего года вступили в силу поправки к федеральному закону «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

Теперь застройщики должны, в частности, обеспечивать не менее 10% проектной стоимости объекта за счет своих средств и совершать все операции с одного банковского счета.

Полностью отказаться от средств дольщиков компании должны к концу 2020 года. Это, полагают эксперты, на 10-15% повысит стоимость жилья, но, с другой стороны, избавит граждан от риска оказаться у разбитого корыта — без денег и квартиры.

В целом эксперты, конечно, правы — проблему обманутых дольщиков это решит. Но при этом нельзя забывать об обратной стороне медали. Исчезновение такой категории граждан, как дольщики, неизбежно повлечет за собой эффект домино. Первыми «посыпаться» могут юридические компании.

Десятки фирм, появившихся в последние годы, зарабатывают на проблемах дольщиков — представляют их в суде, добиваются возвращения вложенных денег. Есть ли у этой деятельности положительные результаты — отдельный вопрос, речь сейчас о другом.

Когда долевое строительство исчезнет, не станет и обманутых дольщиков. Со временем юристы исчерпают запас старых клиентов и останутся не у дел. Вслед за ними под ударом окажутся средства массовой информации.

Не секрет, что многие издания «доят» те строительные компании, у которых есть проблемы с дольщиками. Такая практика не афишируется, но тем не менее она вполне реальна.

Популярные СМИ регулярно получают многотысячные транши от строителей. Взамен журналисты замалчивают истории обманутых дольщиков, не пишут о проблемных объектах своих теневых спонсоров.

Что ждет прессу, когда феномен долевого строительства исчезнет, догадаться не трудно. То же самое, что и юристов. Правда, если юристы могут переквалифицироваться и сохранить свои доходы, у СМИ проблемы будут посерьезнее.

За годы существования «долёвок» издания привыкли кормиться с рук строителей. Переход застройщиков на банковское финансирование убьет этот источник денег. И смогут ли СМИ залатать образовавшиеся дыры в своих бюджетах, не ясно.