Homo sapiens вытеснили неандертальцев, потому что научились адаптироваться к экстремальным климатическим условиям.

Согласно новым исследованиям, ранние люди выжили и процветали, заняв экологические ниши от горных ландшафтов Сибири до тропических лесов Южной Америки, в которых неандертальцы не смогли выжить.

Как отмечают ученые, неандертальцы и другие древние родственники человека разумного вымерли, потому что были ограничены конкретными источниками пищи, методами охоты или климатом.

Еще 500 000 лет назад, во время миграции гоминидов из Африки, мир был заселен множеством видов Homo: habilis, erectus и heidelbergensis и,возможно, пока не известными науке видами. Около 40 000 лет назад на земле остались только Homo sapiens.

Многие предыдущие исследования утверждают, что ключом к успеху человека стали развитый мозг и способность к абстрактному мышлению.  Однако ученые из Института науки о человеке Макса Планка и Университета Мичигана считают, что это не так.

Анализируя археологические и экологические данные среднего и позднего плейстоцена между 300 000 и 12 000 лет назад, исследователи обнаружили, что Homo sapiens быстро колонизировал широкий диапазон сред и адаптировался к процветанию в них.

По мнению ученых, вместо того, чтобы искать самые ранние материальные следы «искусства», «языка» или технологической «сложности» исследователям надо сосредоточиться на быстрой адаптации человека к различным климатическим условиям.

По словам ученых, ранние люди — это универсалы. Они были способны использовать различные ресурсы и обитать в различных условиях окружающей среды.  А неандертальцы и другие виды — это «специалисты», ограниченные конкретными источниками пищи, методами охоты или климатом.

Неандертальцы были близким человеческим предком, который таинственным образом исчез почти 40 000 лет назад. Этот вид жил в Африке с ранними людьми в течение сотен тысяч лет, прежде чем мигрировал в Европу примерно 500 000 лет назад.

Позднее к ним присоединились люди, пройдя тот же путь на несколько сотен тысяч лет позже. Ранее неандертальцев считали «пещерными людьми», более глупыми и жестокими, чем Homo sapiens.

В последние годы, хотя и особенно в течение последнего десятилетия, стало все более очевидным, что это не так. Растущее количество доказательств указывает, что образ неандертальца наука сильно упрощала.

Теперь почти нет сомнений, что у них была концепция загробной жизни. Они использовали боди-арт, и они были самыми первыми художниками. Однако неандертальцы были ограничены конкретными источниками пищи, методами охоты или климатом. И в итоге не смогли выжить.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Human Behavior.