Известный художник ренессанса Караваджо умер нет от сифилиса, как долго считали историки, а после удара меча.

Талантливый итальянский художник, который имел репутацию азартного игрока, любителя выпивки, неразборчивого ловеласа и даже убийцы, умер от раны, нанесенной мечом, в которой развилась инфекция. Это привело к смертельному заболеванию — сепсису (заражение крови).

К такому выводу пришли французские и итальянские ученые, анализируя то, что, по их мнению, является останками художника, умершего в возрасте 39 лет в 1610 году.

На протяжении многих лет историки размышляли о том, как умер художник. Одна из основных гипотез – сифилис.  Некоторые исследователи предположили, что у него была малярия или даже бруцеллез. Чтобы выяснить причину смерти, ученые обыскали кладбище, на котором, как считается, были захоронены останки Караваджо. Они искали скелет мужчины от 35 до 40 лет ростом 1,65 метра.

Этим критериям соответствовали девять скелетов, но только один из них относился к началу 17-го века.  Анализ костей показал высокие уровни свинца, что стало открытием, имеющим большое значение, поскольку Караваджо был известен своей неосторожностью при использовании свинца для живописи.

Исследовательская группа также проанализировала ДНК и обнаружила, что она соответствует генетическому профилю родственников Караваджо. Затем ученые нашли в зубах скелета бактериальную инфекцию которая, вероятно, и привела Караваджо к сепсису.

«Причина смерти вызвана сепсисом, вторичным по отношению к суперинфекции ран после драки в Неаполе», — отмечают они в исследовании.

Художник родился в 1571 году с именем Микеланджело Мериси на севере Италии. Позже он изменил свое имя на Караваджо. В 21 год он переехал в Рим, где получил признание и стал сенсацией. Карваджио также был известен своим скверным характером. Его неоднократно арестовывали за срывание плащей с охранников, метание тарелок в официантов и оскорбление представителей власти. После убийства одного из недоброжелателей художник бежал из Рима и умер в 1610 году во время возвращения в вечный город. Художника, вероятно, похоронили на кладбище в Порт-Эрколе (Тоскана).

Исследование опубликовано в журнале Ланцет (The Lancet).