После сообщений о том, что футболисты Кокорин и Мамаев избили московского чиновника, клубы, в которых они играют, заявили о санкциях по отношению к игрокам, в частности «Краснодар» — вплоть до разрыва контракта. О том, имеют ли спортивные клубы право наказывать футболистов за их поведение во внерабочее время, разбирался юрист Вячеслав Кокуркин:

Для того, чтобы ответить на вопрос о правомерности наказания Мамаева и Кокорина со стороны клубов, необходимо усвоить два универсальных понятия. Первое – свобода договора, подразумевающая, что в большинстве случаев стороны (например, футболист и клуб) вправе договориться обо всем, что не запрещено законом. Второе – репутационные риски, подразумевающие, что спортивные организации в финансовом плане сильно зависят от собственной репутации, которую, в свою очередь, формируют и игроки.

Поэтому со стороны клубов абсолютно разумно указывать в контрактах с футболистами наказания за проступки последних, происходящие где и когда угодно и наносящие вред имиджу и репутации клуба. Футболист – это лицо клуба в режиме 24/7, и сейчас репутация «Зенита» и «Краснодара» запятнана, а интересный и красивый матч между командами позабыт.

Хочу особо подчеркнуть, что спортсмены – особый вид работников, для которых даже в Трудовом кодексе прописаны особые правила. Если обычно работники несут ответственность лишь за то, что происходит на территории работодателя или в их рабочую смену, если у них нет стационарного рабочего места, то спортсмены должны следить за собой постоянно. Появление в общественном месте в нетрезвом виде, а тем более арест за вождение в состоянии опьянения – серьезный повод задуматься о целесообразности держать у себя такого футболиста. Напомню, что «Зенит» уже попадал в подобную историю – тогда Алексей Ионов попался пьяным за рулем и нагрубил полицейскому. Футболиста за это перевели в режим карантина – он несколько недель жил на клубной базе. В клубах пристально следят за игроками, поэтому могут указать что-то необычное и даже странное для человека, далекого от спорта. Так, например, «Барселона» указала в контракте с Давидом Вильей запрет на любые проявления расизма во время всех публичных мероприятий под эгидой клуба.

Футболистам многое запрещают не только из имиджевых соображений – так, например, в контракте Констанина Зырянова было указано, что во время действия акта он не имеет права заниматься горными лыжами. И спортсмены в этом не одиноки – послушайте, например, артистов. Елизавета Арзамасова как-то рассказала, что была лишена простых детских радостей вроде самоката или роликов, потому что контракт в «Папиных дочках» запрещал любые травмоопасные занятия.

Итак, мы выяснили, что закон в данном случае на стороне клубов – они могут наказать своих игроков по всей тяжести контракта вплоть до разрыва отношений и большого денежного штрафа. Однако Мамаев и Кокорин сильнее всего наказали себя сами, всё по заветам Фёдора Михайловича Достоевского.