Дом Забелиной, который мог дать крышу над головой молодым семьям, но вместо этого горит и готовится быть пущенным с молотка, пытаются отстоять в Петербурге. Здание доревлюционной постройки новые владельцы могут снести, уверены горожане. А статуса памятника у дома нет.
Дом вдовы коллежского советника Елизаветы Андреевны Забелиной на 2 Муринском проспекте, 31 был построен около 1913 года. Для своего района он считается редким образцом застройки того времени. Его пощадили даже в середине 1960-х во времена массового возведения домов в Лесном. Только надстроили один этаж.
В 2010 году многоквартирный дом признали аварийным, началось расселение. Власти планировали провести капитальный ремонт здания, а потом сдавать квартиры в аренду по программе формирования рынка доступного жилья. Об этом говорится в ответе, полученном активистами в 2014 году из администрации Выборгского района.
Дом Забелиной до расселения. Фото: группа «Спасти дом Забелиной»
Дом был включен в адресный перечень зданий, подлежащий капитальному ремонту в 2014-2022 годах, но по непонятным причинам стал повторять судьбу дома Лялевича. Здание на улице Розенштейна тоже расселили и планировали отремонтировать, чтобы включить в программу «Молодежи — доступное жилье».
Вместо этого дом на улице Розенштейна,39 начал регулярно гореть — в пустое здание забирались бездомные и разводили внутри костры. Пожар настиг и дом Забелиной — в начале 2018 года пламя охватило три верхних этажа. После этого оконные проемы наглухо заложили кирпичом.
На этом печально сходство с домом Лялевича у дома Забелиной не закончилось. Никакой программы по предоставлению квартир для молодежи на Розенштейна, 39 не получилось. Его было решено продать с торгов. Но инвесторы покупать аварийное здание с обременением КГИОП не торопились. Фонд имущества даже скидывал цену со 120 до 100 млн рублей. Не помогло.
Дом Лялевича. Фото: Фонд имущества
А теперь оказалось, что и дом Забелиной ремонтировать за бюджетный счет и использовать для сдачи квартир внаем передумали. «Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга принято решение о реализации дома на торгах с последующим возложением обязанности по устранению аварийного состояния дома на победителя торгов», — говорится в ответе Жилищного комитета депутату ЗакСа Борису Вишневскому.
Торги по дому Забелиной могут пройти уже в следующем году. И у будущего владельца полностью развязаны руки, переживают защитники дома. Здание не является памятником, а его возведение до 1917 года не спасает от сноса — дом вне охранных зон.
«Сейчас закон разрешает снести тут любой дом, даже если бы он был в идеальном состоянии. А новый можно построить высотой до 43 метров (14 этажей)»,
— объясняют защитники здания.
Дом Забелиной пытались внести в список объектов культурного наследия, но получили отказ от КГИОП — это просто ничем не примечательный доходный дом и статуса памятника он не заслуживает. В петиции, созданной на сайте Change.org, градозащитники требуют отменить торги по продаже дома Забелиной.
«Идеальное разрешение проблемы — ремонт за государственный счет (как планировали в 2014 году). Возможна также продажа инвестору, но с обременением — не сносить и не менять внешний облик. Для этого нужно либо признать памятником, либо сделать на территории охранную зону или зону регулирования застройки»,
— рассказала «Мойке78» координатор «Живого города» Антонина Елисеева.
Режим ОЗ и ЗРЗ запрещает снос исторических зданий, что снимет с дома Забелиной угрозу разрушения ради строительства очередной многоэтажки.
То, что дом с обременением может не дождаться инвестора, понятно по примеру того же здания на Розенштейна. «Там очень высокая цена выставлена. И состояние дома хуже. И еще сложность, что дом Лялевича большой, фактически как целый квартал. Но его, конечно, надо с торгов снимать и делать за счет государства», — уверена Антонина Елисеева.
При этом состояние дома Забелиной, судя по документам о техническом обследовании, не такое плачевное. «Дом нуждается в капитальном ремонте с реконструкцией», — гласит вердикт проверивших его характеристики экспертов.
Для капремонта за счет бюджета и включение в программу доступного жилья нужно решение на уровне правительства города. Для этого защитники дома Забелиной собирают подписи не только в сети, но и оффлайн. С этими живыми подписями они намерены обратиться в Смольный.