Рабочие, попавшие между молотом и наковальней в конфликте петербургских властей и «Метростроя», распространяют в группе «СПб Метрострой» «ВКонтакте» с 2,5 тыс. подписчиков новость о том, что им рекомендовано уйти в отпуск за свой счет с 28 января. Но при этом ходить на работу.
В случае с «Метростроем» от громкого конфликта с разрыванием контрактов страдают не только работники этой компании, но смежных и субподрядных организаций.
Судя по структуре владения, «Метрострой» давно стал управляющей компанией, учредив 23 организации, сейчас действуют 19 из них.
Прежняя администрация Петербурга от слов к делу в ситуации с «Метростроем» не переходила. Новая команда свое отношение к происходящему со строительством подземки выразила устами Евгения Елина 9 января.
Назначенный вице-губернатором Евгений Елин, еще будучи в роли советника Беглова, называл «Метрострой» «прослойкой», которая занимается получением и перераспределением денег подрядным организациям, и анонсировал изменение системы управления.
В списке компаний, учредителем которых значится ОАО «Метрострой»:
- ЗАО «Семнадцатое управление «Метрострой»
- Тоннельная Ассоциация Северо-Запада
- ЗАО «МЕТРО-РСУ»
- ООО «Тоннельный отряд — 4»
- ЗАО «Метро-строймеханизация»
- ЗАО «УПРАВЛЕНИЕ-20 МЕТРОСТРОЙ»
- ООО «Метрострой-Инжиниринг»
- ООО «Метроподземстрой»
- ООО «Строительно-Монтажное Управление № 13 Метрострой»
- ЗАО «МЕТРОКОН»
- ЗАО по строительству метрополитена строительно-монтажное управление № 9 «Метрострой»
- ЗАО «Строительно-монтажное управление №11 Метростроя»
- ЗАО «Управление-15 Метрострой»
- АО «Инжпетрострой»
- ЗАО «Литейно-механический завод Метростроя»
- ЗАО «Автотранспортное предприятие Метростроя»
- Ассоциация строителей по содействию развитию транспортной и спортивной инфраструктуры «Открытое пространство»
- Ассоциация «Объединение проектировщиков подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов»
- Ассоциация «Объединение строителей подземной, инженерной и транспортной инфраструктуры».
Работники этих многочисленных СМУ и стали первыми жертвами спора «Метростроя» и Смольного, перестав получать деньги.
Новая администрация Смольного вникла в проблему с долгами по зарплате и бухгалтерию. Перед новым годом сотрудникам силами оперативного штаба, в который привлекли прокуратуру, приставов и налоговиков, выдали часть долгов по зарплате. В начале января Евгений Елин отмечал, что те выплаты были лишь локальным решением проблемы.
«Сейчас подошел срок выплат за декабрь, и надо искать системное решение»,— подчеркивал Елин.
21 января стало известно — КРТИ разрывает контракты на строительство сразу трех линий подземки.
«Одновременно власти города ставят перед собой задачу сохранить профессиональные квалифицированные рабочие и инженерные кадры метростроителей Санкт-Петербурга»,— подчеркивали в КРТИ, невыплата зарплат ведет к росту социальной напряженности. Действительно, работники объявляли голодовку, бастовали на строящейся станции метро «Горный институт» и пикетировали офис «Метростроя» на Загородном проспекте.
Работников, судя по их рассказам, пугают увольнением.
«Заставляют писать заявление за свой счет, вынуждают брать неиспользованный отпуск или в долг ( у людей есть свои планы на запланированный отпуск), а кого юридически неграмотного — просто прекращают трудовые отношения! Мы не юристы, мы строители одной из самых тяжелых профессий, вышестоящие этим пользуются! Плюс ко всему заработная плата до сих пор не выплачена!»— пишут метростроители в своей координационной группе «ВКонтакте».
Сегодня в компании «Мойке78» прокомментировали ситуацию с сотрудниками. Им озвучили безрадостные перспективы, проведя встречи с коллективами.
«Коллективы были предупреждены, что в ближайшее время возможны изменения в штатах в связи с происходящими событиями. Сейчас контракты заберут, и люди останутся без работы. Вариантов много: уйти в отпуск за свой счет, уволиться, пойти на принцип и работать, требуя денег, которые неизвестно, получат ли, потому что город перестал принимать работы вообще. Соответственно, денег на зарплаты брать неоткуда. Были разговоры с коллективами, все они предупреждены, что изменения будут. Это правильно, коллектив должен знать, что его ждет»,— сообщили в «Метрострое».
Уже понятно, что Смольный избавляется от «Метростроя», и петербургскую подземку будут строить другие подрядчики, которых в КРТИ называют альтернативными.
«Такие компании на рынке имеются и готовы к исполнению задач метростроения и сохранению профессиональных трудовых кадров Санкт-Петербурга»,— отмечали в Смольном.
В своих группах работники многочисленных СМУ надеются, что «все люди перейдут автоматически в другую организацию, которая будет строить метро».
Насколько возможен такой вариант, станет понятно через 10 дней — это срок, после которого контракты КРТИ с «Метростроем» будут считаться расторгнутыми. После этого Смольный начнет искать новых подрядчиков на достройку бывших объектов «Метростроя». Причем это должны быть компании с большими компетенциями в управлении ресурсами. Такой опыт можно подсмотреть у Москвы, где в минувшем году открыли 17 новых станций метро, а работы ведет не одна компания , а несколько: «Мосметрострой», объединение «ИНГЕОКОМ»,«Казметрострой»,«СК МОСТ»,ООО «Транстоннельстрой», компании «Бамтоннельстрой» и«Трансинжстрой».
Но в любом случае новой структуре, которая займется строительством метрополитена в Петербурге, придется договариваться с существующими в Петербурге подрядчиками.
В начале января тот же Евгений Елин, комментируя ситуацию вокруг «Метростроя», отмечал, что исполнители работ по строительству метро — останутся, и рабочие места будут сохранены.
23 января в ЗакСе Елина снова спросили о перспективах «Метростроя» — разрыв контрактов может оставить без работы около 5 тыс. человек.
«Нас беспокоит эта ситуация, но у нас есть план, чтобы продолжить строительство метро и защитить интересы работников «Метростроя»,— ответил Елин.
Как именно планируется помочь сотням квалифицированных метростроевцев сохранить работу и получать зарплаты, пока не уточняется. Но очевидно, что судьба сотрудников — один из элементов торга в сложной ситуации вокруг петербургской подземки.
«Метрострой» не жаль — строительство зависает из-за его сомнительных игр со Смольным, жаль петербуржцев, которые годами ждут новых станций. На фоне планов той же Москвы — ввести в 2019 году 14 новых станций — ситуация с подземкой в Петербурге кажется издевкой. И это при том, что в бюджете были и есть средства, запланированные на ввод новых станций. Отметим, сумма разорванных Смольным контрактов с Метростроем — 85 млрд рублей. 64 млрд из них компания уже получила.
Жители Петербурга не простят команде Беглова, если скорость строительства новых станций окажется такой же ничтожной, а сами долгожданные станции будут сдавать спешно и с недоделками, как это случилось с «Беговой» и «Новокрестовской».