Жители улицы Рубинштейна добились первых результатов в борьбе с питейными заведениями, нарушающими закон. Активисты инициировали проверки, они начались в ноябре, по итогам — бары штрафуют и закрывают. Активисты воодушевлены, владельцы заведений — жалуются на притеснения, а арендодатели — индифферентны.
«Мойка78» десятки раз писала о нарушениях на улице Рубинштейна и о том, как игнорируются права жителей местных домов. Высокая плотность кафе и баров на коротком отрезке в центре Петербурга превратила жизнь обитателей местных домов в кошмар: громкая музыка, пьяные гости заведений, дым сигарет и запахи с кухонь, мусор, который владельцы общепита выбрасывают в баки многоквартирных домов, крысы и тараканы.
Чтобы сдвинуть с мертвой точки решение проблем улицы Рубинштейна, которую показывают туристам, жители и владельцы заведений собирались на круглом столе, организованном «Мойкой78».
Первые плоды работы активистов уже налицо — по их жалобам прокуратура Центрального района с ноября инициировала проверки нескольких заведений. Как результат — многочисленные нарушения. Шести заведениям дали время до весны исправить недостатки в противопожарной безопасности. Посыпались штрафы и даже приостановка деятельности. Так, бар «BeerGeek Крафтовое пиво» наказали на 30 тыс. рублей за разгрузку продуктов под окнами жильцов, ночную музыку, недочеты в вентиляции и туалетах.
Представители заведения в Куйбышевском райсуде заявили, что они — магазин с дегустацией
напитков. Дегустацию суд им запретил и установил время работы — строго до 22:00.
«Угрюмочную» после проверки Роспотребнадзора и решения суда и вовсе закрыли на 50 суток.
«Предприятие расположено в помещении с одним входом внутри двора жилого дома; эксплуатируется с музыкальным сопровождением в ночное время суток; набор помещений не соответствует мощности организации и не обеспечивает соблюдение санитарных правил и норм; планировочное решение не обеспечивает соблюдение технологических процессов»,— говорится в решении суда.
А проверки Госпожнадзора показали, что заведения в подвалах и на первых этажах старинных домов и вовсе потенциальные «Хромые лошади» по пожароопасности.
«Жители довольны тем, что проверки для начала стали просто проходить. А результаты проверок во многих случаях ожидаемые. Кто больше нарушал, у тех суды с предписаниями на приостановку деятельности. Кто меньше — штрафы. Также некоторые заведения, как оказалось, торговали алкоголем без лицензии. На самом деле вседозволенность для рестораторов, которая образовалась на улице при попустительстве властей (когда люди обращаются в органы об ущемлении своих законных прав, а им предлагают переехать, вместо того, чтобы исполнить свои обязанности и устранить нарушения) привела к игнорированию законов многими владельцами баров. То, что сейчас происходит — это только первый шаг к наведению порядка на улице»,— рассказал «Мойке78» один из активистов улицы Рубинштейна.
Вместо баров-нарушителей, по его словам, местные жители хотели бы видеть необходимые элементы инфраструктуры, так как за последние годы под питейные заведения были закрыты около 5 продуктовых магазинов, аптеки и детские учреждения.
«Адекватные рестораны, думаю, смогут остаться. Сейчас естественным путем выясняется, кто может и хочет жить по правилам, а кто только сорвать куш пришёл, а потом хоть потоп»,— отмечает собеседник «Мойки78».
С ним согласен еще один житель улицы: фактических результатов пока мало, но работа начата.
«Проверки просто выявляют то, что общепит привык держать в тени, а местные власти — делать вид, что не замечают. Факты своей работы общепиту раскрывать не выгодно, поэтому он вводит в заблуждение»,— подчеркивает второй активист с улицы Рубинштейна.
О будущем улицы в деталях жители пока только думают. «Разве что точно не будет заведений явной алкогольной направленности (бары, рюмочные и прочие «виностудии»)», — отмечают активисты.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар, комментируя «Мойке78» нынешнюю ситуацию на улице Рубинштейна, посоветовал рестораторам и жителям объединиться, а городу — выступить третьей стороной в решении спора.
«Нужно объединиться в некую ассоциацию ресторанов улицы Рубинштейна. Объединились же они в скидочных программах (карта лояльности UlitsaRubinshteina со скидками в сотнях петербургских кафе — прим. ред.) Но это коммерция, а здесь все-таки общественное. И тогда они внутри сами бы отрегулировали: поругали нерадивых, похвалили правильных. И точно так же и жители. Здесь нужно встречаться на фоне объединений: жителей улицы Рубинштейна и рестораторов. Тогда можно совместно что-то выработать. Объединиться рестораторам конкретного кластера не помешало бы, потому что тогда с этим можно говорить хотя бы, принимать какие-то решения. С отдельным коммерческим лицом разговор бессмысленный и ненадолго. А город должен регулировать в качестве третьей стороны, потому что для города это тоже очень важная туристическая ниша«,— уверен Леонид Гарбар.
Городская достопримечательность, которая не мешает спокойно жить городским жителям, — такой улицу Рубинштейна хотят видеть активисты. Пока же общий язык с владельцами баров не найден, проверки Роспотребнадзора, прокуратуры и МЧС будут продолжены.
Смольному, подвигающему туристический потенциал Петербурга, было бы выгодно иметь не одну точку притяжения гостей, желающих выпить и закусить, а несколько. Сделать улицу Рубинштейна — гастрономической ресторанной, за барами — отправлять туристов на Думскую, а Апраксин двор, например, и вовсе превратить в кластер с питейными и развлекательными заведениями на любой вкус.
Пока высказывание вице-губернатора Евгения Елина о проблеме их улицы («…жильцам не нравится, а большому количеству горожан нравится, это туристический центр») только озадачило активистов улицы Рубинштейна. Но Елин отмечал, что «надо искать компромисс». И компромисс, и место притяжения туристов, и точку роста доходов рестораторов уже нашли, например, в Москве, превратив обычные сельхозрынки в модные места, где можно не только купить фермерские продукты, но и пообедать в нескольких ресторанах и кафе на выбор. Пример Даниловского рынка говорит не вызывает вопросов.
«Мойка78» продолжит следить за развитием событий и тем, как новая администрация города будет решать дилемму улицы Рубинштейна.