Торговля в Петербурге сдается под напором снега. Заснеженная крыша заставила закрыть Хасанский рынок. «Мойка78» узнала, кто и как следит за тем, чтобы в городе не повторилась трагедия 2011 года. Тогда в гипермаркете «ОКЕЙ» в Озерках обрушилась крыша.
Напомним, часть кровли обвалилась 25 января 2011 года. Под ее обломками погибла сотрудница магазина, еще 17 человек получили травмы.
На проверку безопасности были закрыты все магазины «ОКЕЙ» в городе, возбудили уголовное дело. 26 декабря 2016 года крыша обвалилась в «Ашане» в Барнауле. Магазин был расположен в торгово-развлекательном центре «Галактика». Тогда обошлось без пострадавших.
ЧП в «ОКЕЕ» стало причиной разработки документа под названием«Снеговые нагрузки для Санкт-Петербурга». О том, как следят за крышами крупных гипермаркетов и ТЦ, «Мойка78» спросила в городском управлении МЧС, но оказалось, что спасатели никак к этой проблеме не относятся.
За тщательностью уборки кровель нежилых зданий в Петербурге следит ГАТИ. Инспекция уже нашла зимние нарушения у нескольких петербургских торговых центров.
Но только слежкой безопасности покупателей и прохожих не добиться. ГАТИ напомнила владельцам нежилых зданий, что убирать крыши надо регулярно — «сложившиеся погодные условия способствуют повторному образованию снега и наледи».
Но что говорить о бизнесе, если за крышами невысоких остановок не может уследить смольнинский Комитет по печати и взаимодействию со СМИ, который несет за них ответственность.
Чистить свои кровли от снега должны все торговые центры города. При этом, избавляясь от снега, владельцы и арендаторы должны обеспечить безопасность пешеходов, сохранность деревьев, вывесок и покрытия тротуаров.
Свидетелем такой уборки стал 5 февраля корреспондент «Мойки78». Снег с крыши ТЦ «Норд» на проспекте Просвещения невидимый рабочий, орудующий лопатой, сбрасывал прямо на землю. Для этого сигнальными лентами был огражден участок под торговым центром.
«Мойка78» поинтересовалась у крупных ретейлеров и представителей ТЦ и ТРК, кто занимается очисткой их крыш от снега, как часто с кровель сбрасывают наледь и пришлось ли усиливать работы из-за последних снегопадов.
«В большинстве гипермаркетов «Лента» крыши необслуживаемые — там стоят электроловушки, которые не позволяют снегу скапливаться. Он выпадает и сразу тает. Мы, конечно, проверяем состояние крыш ежедневно. Этим занимается служба эксплуатации и обслуживания, но поскольку крыша необслуживаемая — ее никто не убирает, так как этого не требуется»,— рассказали «Мойке78» в компании «Лента». На территории Петербурга и Ленобласти работают 36 гипермаркетов этого бренда.
Между тем в ГАТИ «Мойке78» сообщили, что ООО «Лента» оштрафовано на 120 тыс. рублей из-за «Ленты» на ул. Руставили. Там снег и скол не убирали в специально оборудованные места.
В ГК «ОКЕЙ», где 8 лет назад заснеженная крыша обрушилась из-за непрочного сварного шва, рассказали, что служба эксплуатации проверяет кровли два раза в неделю, при снегопаде ежедневно, а при сильном снегопаде — два раза в день.
«Мы тщательно контролируем этот процесс, кровли очищаются по достижению определенной нормативной снеговой нагрузки на один квадратный метр. И даже из-за снегопадов в Санкт-Петербурге усиливать ничего не потребовалось, очистка происходит планомерно, согласно разработанной методике и фактической необходимости»,— отметили в ГК «ОКЕЙ».
В ТРЦ «Галерея», в котором бывает до 2 тысяч человек в час, на запрос редакции не ответили.
На Хасанском рынке, тем временем, должны почистить кровлю от снега и обследовать несущие конструкции. Работы в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка назвали штатными и подчеркнули, что угрозы обрушения нет. Пока же рынок закрыт.