Вырубка деревьев в Гладышевском заказнике может и велась в целях безопасности линий электропередачи, но на территории Петербурга была незаконной. Документы, имеющиеся у Ленэнерго, позволяли компании рубить лес только на территории Ленобласти. Об этом «Мойке78» заявил заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александр Кучаев.
«Наша позиция такова — фактически в заказнике происходит расширение хозяйственной деятельности. Как иначе назвать вырубку более 1,2 га леса, если они расширили в каждую сторону на 8-9 метров на протяжении 700 метров. Фактически это негативное воздействие на окружающую среду»,— отметил Кучаев.
По его словам, по факту, а не на бумаге, в заповеднике произошло изменение полос отвода и охранных зон. Кроме того, была нарушена статья 12 закона о государственной экспертизе, подпункт 4.1 которой предполагает, что проектная документация объектов, реконструкцию которых предполагается осуществить в границах особо охраняемых природных территорий, — это объект государственной экологической экспертизы.
«Поэтому мы считаем, что для производства подобных работ должен быть разработан проект и направлен на государственную экологическую экспертизу для оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования — не из воздуха. Есть очевидные вещи. Мы не говорим, что категорически нельзя проводить такие работы, но должны соблюдаться технологии, которыми они выполняются»,— настаивает зампред Комитета по природопользованию.
У Ленэнерго в наличии только контракт на работы на территории Ленобласти, где прописано слово «реконструкция». Чтобы рубить лес в заповеднике уже на территории Петербурга, должен быть разработан раздел с оценкой воздействия на окружающую среду, предусмотрена технология производства работ, четко прописано время, когда эти работы можно производить.
«Сейчас птицы будут активно садиться на гнезда. Если в это время будет идти техника, валиться деревья круглосуточно, шум, птицы с этой территории улетят. Подобные работы можно выполнить, соблюдая законодательство, но понятно, что дешевле, удобнее и проще взять, въехать, срубить и в непонятном направлении отправить лес»,— отмечает Александр Кучаев.
Ранее на собранной из-за скандала в Гладышевском заказнике пресс-конференции представитель Ленэнерго Даниил Краинский отмечал, что основной деятельностью компании является обеспечение Петербурга и Ленобласти электричеством, а к подозрениям о продаже древесины они отношения не имеют.
«Мы обязаны обеспечить бесперебойную подачу энергии на территорию Петербурга и Ленобласти. Лесом мы не занимаемся и никому его не продаем»,— подчеркивал представитель энергетиков.
Вырубка была остановлена силами правоохранителей. Сейчас и они, и Комитет по природопользованию проводят свои расследования.
«Вначале нужно будет обсчитать ущерб. Когда мы там были на прошлой неделе и на этой, еще лежал снег — количества пней не видно. Административное расследование позволяет продлить сроки при необходимости получения дополнительных сведений и экспертиз. Наша проверка займет около двух месяцев»,— рассказал «Мойке78» Кучаев.
Он уточнил, что Комитет проводит расследование по статье 8.39 КоАП «Нарушение режима охраны ООПТ». Составлен и протокол по статье 8.4 КоАП «Нарушение законодательства о государственной экологической экспертизе» в отношении подрядчика ООО «ПСК Квант» — он проводил работы без экспертизы.
Ленэнерго упирает на то, что работы осуществлялись в соответствии с распоряжением правительства.
«Оно устанавливает необходимое расстояние — 15 метров по горизонтали от крайних деревьев, чтобы исключить появление аварийных ситуаций»,— напомнил на пресс-конференции Даннил Краинский.
Александр Кучаев же в разговоре с «Мойкой78» парирует — есть прямые нормы федеральных законов, которые по юридической силе выше, чем это постановление правительства.
Ленэнерго же заявляет о готовности идти в суд, если проблему не удастся урегулировать в досудебном порядке.
Напомним, на минувшей неделе сотрудники Комитета и правоохранители выехали на место рубки в заказнике. У лесорубов было изъято два лесовоза, две единицы спецтехники для лесозаготовок и четыре бензопилы.
Контракт, который подрядчик показал проверяющим, предусматривал производство работ только на территории области. В то время как лесорубы валили деревья уже в границах Петербурга.