На 2-м Муринском проспекте перед домом номер 22 вырубили три десятка деревьев без порубочного билета. Как говорит глава местного ЖСК, соответствующее решение приняли на собрании жильцы. О причинах и следствиях произошедшего рассуждает Мария Тиника, координатор общественного движения «Деревья Петербурга»:
Надо проверить, было ли общее собрание. Потому что на самом деле большая проблема для деревьев и не только — это то, что люди у нас достаточно пассивны. Им кажется — что решит один мой голос, что я могу, мне некогда, у меня дела; тот-то это уже решил, кто-то это решит за меня.
Очень часто управляющая компания пользуется этим моментом: мало информации, мало разговоров между самими жильцами, поэтому есть возможность совершенно спокойно сказать о том, что — да, такое общее собрание было и большинство приняло такое решение.
Если говорят жители соседних домов, то они могли бы, как соседи, поинтересоваться у жителей этого дома — подписывали они подобное решение общего собрания.
Насколько я понимаю, в принципе собрать общее собрание достаточно сложно. Тем более его сложно собрать, когда у тебя на повестке есть подобные вопросы.
Если мы говорим о будущем, о том, что жители соседних домов боятся за свои дворы, я бы на их месте задумалась о том, чтобы быстренько собрать внеочередное очное или заочное собрание, чтобы поставить этот вопрос уже в своих дворах на контроль.
Если речь идет о том, что надо спасать деревья, которые еще стоят, то это могут сделать жители, только они и только сами. На собрании жильцов они должны поднять отдельно вопрос о зеленых насаждениях и оговорить, во-первых, что если они принимают решение в связи с аварийностью или болезнью сносить деревья, то только при наличии порубочного билета. То есть прописать необходимость в любом случае получать порубочный билет, проводить экспертизу и обследование деревьев.
Это касается того, что здесь и сейчас. Что касается закона о зеленых насаждениях, то да, к сожалению, получился казус, которого нет в других городах.
Очень часто закон называется «О защите зеленых насаждений», в нашем городе он называется просто «О зеленых насаждениях». Данный закон не распространяется на зеленые насаждения, расположенные на частных территориях или на территории придомовой общедолевой собственности. Также там перечислены еще, например, леса, но леса подпадают под лесное законодательство, а частная земля должна как бы подпадать под федеральное законодательство, касающееся жилого строительства.
К сожалению, на данный момент на федеральном уровне конкретно о защите вот именно этих деревьев сказано очень расплывчато и в связи с этим очень сложно применить то, что указано, например, в приказе Госстроя.
В нем говорится, что любая рубка не может производиться без разрешения, но не разъяснено — какого разрешения, кто его должен выдавать и как это применять этот пункт. Поэтому, естественно, и считают возможным не исполнять непонятно что и как. А никаких других законодательных актов, касающихся этих деревьев на частной территории, не существует.
На федеральном уровне считается, что данные работы и законы должны на каждой территории определяться конкретно. В Санкт-Петербурге почему-то об этом забыли. Мне кажется, нашим депутатам надо выступить за внесение изменений в закон «О зеленых насаждениях» для того, чтобы внести туда необходимость получения порубочного билета вне зависимости от принадлежности земельного участка.