В Невском районном суде Санкт-Петербурга, где рассматривается уголовное дело 47-летнего Владимира Иванютенко, которого в ряде СМИ позиционируют как политического активиста, прошло очередное заседание. Некогда участник движения, признанного экстремистским и запрещенного в России, был задержан в феврале этого года и заключен под стражу. Вменяется мужчине незаконный оборот взрывчатых веществ. По ч.1 ст.222.1 УК РФ ему грозит до 5 лет лишения свободы со штрафом до 100 тысяч рублей.
Началось заседание с «разминки». Заявив отвод председательствующему судье Александру Максимову под эгидой якобы его личной заинтересованности в исходе дела, подсудимый пригрозил голодовкой.
«Ответственность за последствия для моего жизни и здоровья возлагаю на вас»,— заявил судье мужчина в футболке с нелестной надписью с упоминанием фамилии президента страны.
Текст ходатайства, зачитанного подсудимым, был больше похоже на речь с трибуны на митинге. Судья, на протяжении заседания неоднократно призывавший защиту освежить в памяти нормы УПК РФ и разъяснить их доверителю, ходатайство об отводе предсказуемо отклонил и перешел к допросу свидетелей.
Представившийся старшим оперуполномоченным по особо важным делам 6-го отдела Главного управления по противодействию экстремизму МВД России свидетель рассказал, что Владимир Иванютенко попал в поле зрения сотрудников подразделения в конце прошлого года. Появилась оперативная информация, что он «может иметь отношение к незаконному обороту взрывчатых веществ и оружия». Для ее проверки решили провести оперативный эксперимент.
Лица свидетеля при этом никто не видел, поскольку он находился в другом помещении, а голос был изменен до «мультяшного». Защита и подсудимый предсказуемо выступили против такой таинственности.
Из ответов оперативника на вопросы сторон следовало, что в окружении подсудимого было «подобрано лицо, добровольно участвовавшее в эксперименте». «Доброволец» записывал переговоры с подсудимым на диктофон.
Как рассказал свидетель, сначала подсудимый передал «добровольцу» детонатор с граммом тротила, а в середине февраля 2019 года оставил в камере хранения одного из магазинов сети «Пятерочка» сверток, содержавший более 350 граммов взрывчатки для изготовления взрывного устройства, передав ключ от ячейки участнику эксперимента. Вскоре после этого Иванютенко был задержан.
«Основная задача его была взбудоражить народ нестабильностью. Также Иванютенко планировал с его же слов ликвидацию бизнесмена Евгения Пригожина путем подрыва кортежа или мест его посещения. Он лишь вынашивал намерения, но не знал, как это сделать»,— ответил на вопрос о цели создания СВУ свидетель.
Защита настояла на допросе знакомых своего доверителя, отступив от ранее утвержденного порядка исследования доказательств.
«Мы с первого заседания заявляем, что в отношении Иванютенко совершена провокация, а данные свидетели обладают соответствующей информацией»,— мотивировал ходатайство адвокат Леонид Крикун.
Назвавшаяся знакомой подсудимого дама долго и эмоционально рассказывала, что познакомилась с подсудимым на «прогулках свободных людей», что один из участников их акций был «провокатором» и «приклеился, как банный лист» к Иванютенко, которого она охарактеризовала как «доброго Винни-пуха».
Со слов свидетельницы, в конце декабря именно этот самый персонаж подарил подсудимому «две коробочки, связанные веревочкой», которые она сама не видела, но сделала вывод, что это муляж взрывного устройства. Последовал резонный вопрос, почему же при наличии подозрений о том, что даритель — провокатор, «подарок» не был отнесен в полицию или на худой конец не отправлен в мусорный бак, а хранился больше двух месяцев.
«Ну что значит выкинуть? И Володя не хранил. Он хотел вернуть. Это что же, 37 год? Что теперь, подарки не принимать? На акции не ходить? Это что же, внедряются шпионы в ряды простых людей?»— разразилась тирадой свидетельница.
После таких показаний защита от намерения допросить в суде мужа свидетельницы, по сути подтвердившей факт хранения, решила отказаться. Суд объявил в заседании перерыв, предупредив, что игнорирующих повестки в суд свидетелей придется доставлять принудительно.