«Закон о суверенном Рунете» вступил в силу на территории России с 1 ноября 2019 года. Неоднозначная инициатива, которую в народе окрестили законом «об изоляции Рунета», встретила противоречивую реакцию, а «Мойка78» решила выяснить подробности.

Авторами законодательной инициативы, принятой Госдумой РФ в третьем чтении 16 апреля 2019 года, выступили Андрей Клишас и Людмила Бокова. По их мнению, в случае отключения от глобальной Сети Рунет сможет самостоятельно функционировать без поддержки западных серверов. Для реализации инициативы потребуется порядка 30 млрд рублей в год, но многие эксперты называют суммы значительно выше.

«Суверенный Рунет» для российского пользователя не означает сиюминутных действий — правительство попросту не располагает необходимым оборудованием. Такого мнения придерживается интернет-предприниматель, бывший советник президента России Владимира Путина по интернету Герман Клименко.

«Можно навести панику, сказав, что завтра будут заблокированы все сайты и все сервисы, но, как и в случае с законом Яровой, в краткосрочной перспективе ничего не произойдет. Этот закон связан с регуляторикой внутри Роскомнадзора, но российских пользователей он никак не коснется»,
— сказал Клименко.

Создание инфраструктуры, которая обеспечит работу Сети, если ее попытаются ограничить или отключить извне, также позволит правительству оказывать влияние на локальные митинги, выборочно блокируя связь в регионах. По мнению доктора политических наук Сергея Елисеева, ответная реакция граждан ни к чему не приведет.

«Можно вспомнить ситуацию с «Пакетом Яровой» и митинги в Петербурге. Протесты ни к чему не привели, а закон был реализован,
— заметил Елисеев.

Отметим, что правительство все еще не начало массового внедрения необходимых для реализации закона технологий. По мнению руководителя организации «РосКомСвобода» Артема Козлюка, этот процесс может занять от одного до трех лет.

«Полномасштабное развертывание такого оборудования до сих пор не началось, о чем свидетельствует информация с портала Госзакупок. Ни Роскомнадзор, ни какие-то другие ведомства не приобретают устройства, которые, в соответствии с законом, должны передаться операторам связи»,
— заявил он.
«Мне кажется, что в течение 1-3 лет государство договорится с народом о том, что анонимности больше нет, и все вернется в хорошее русло»,
— считает он.

По словам Козлюка, закон в полной степени не проработан, о чем свидетельствуют многочисленные отчеты независимых и правительственных экспертов. Они также считают, что стоимость обслуживания и внедрения технологий составит порядка 137 млрд рублей в год.

«При таких затратах часть средств на обслуживание будут вынуждены взять на себя операторы связи, а если это произойдет, то нас неминуемо ждет повышение стоимости услуг. Это грозит либо полным отказом от безлимитных тарифов, либо снижением скорости доступа. Главной проблемой является то, что никто по-прежнему не понимает, как это все должно работать. Схожая ситуация была и с «пакетом Яровой» — неясно, у каких операторов установлена система хранения данных, а некоторые операторы и вовсе не перешли на новое оборудование просто потому, что оно не сертифицировано»,
— заметил Козлюк.

Внедрение закона вызывает вопросы не только у простых граждан, но и у представителей ведомств — до сих пор неясен порядок применения, а финансовая часть постоянно меняется. Изначально авторы законопроекта утверждали, что суверенный интернет не потребует вложений, затем была представлена сумма в 10 млрд рублей, потом признали, что 20 млрд рублей, сейчас эта отметка остановилась на 30 млрд рублей.

При условии длительного внедрения необходимых технологий существует вероятность того, что правительство остановится на предоставлении Роскомнадзору права блокировки сайтов и сервисов, а многомиллиардная инициатива так и останется на стадии недоработанной идеи.