«Мойка78» решила разобраться, по чьему заказу на Петроградской стороне хотят снести дом Басевича для строительства там апартаментов для сотрудников театра балета Бориса Эйфмана. Возможные участники процесса, вероятнее всего, все знают, но молчат, кто заказчик сноса и строительства — не признаются, и даже сам театр ситуацию комментировать отказывается. При этом остается непонятным, почему руководство театра намерено снести дом Басевича и не рассматривает вариант с его реставрацией.

Сейчас по желанию заказчика КГИОП перенес рассмотрение эскизного проекта по дому Басевича.

Кто заказчик

На вопрос о заказчике строительства в Комитете по строительству корреспонденту «Мойки78» сообщили, что «работы идут не по направлению адресно-инвестиционной программы комитета». В Госстройнадзоре по Петербургу отметили, что к ним никто не обращался за разрешением на проведение каких-либо работ. КГИОП переадресовал корреспондента «Мойки78» на пресс-службу театра балета Бориса Эйфмана, а там говорить, кто заказчик, и называть источники финансирования строительства апартаментов отказались.

Заказчиком строительства апартаментов для театра могла бы выступить Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкульта РФ, которая как правило занимается подобного рода объектами. Так, сейчас дирекция занимается реконструкцией Академии Русского балета им. Вагановой на ул. Правды, строительством южного корпуса концертного зала Мариинского театра и новой сцены МДТ. И можно предположить, что средства на строительство будут выделяться именно из федерального бюджета страны. Но дирекция тоже молчит.

Проектирование

Проектированием новых апартаментов на месте дома Басевича занималось ООО «Проектная культура», ранее оно называлось мастерской «Владимир Григорьев и партнеры» и принадлежало нынешнему председателю комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), главному архитектору Петербурга.

Кто финансирует

Предпосылкой к строительству апартаментов театра Эйфмана на месте исторического здания может послужить «опыт» балетмейстера в переговорах с руководством страны. Так, еще в 2013 году балетмейстер во время «прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным обратился к главе государства, рассказав о большом значении театра и попросив решить проблему со строительством новой площадки. В ответ Владимир Путин заверил балетмейстера, что театр будет построен вместе с судебным кварталом, «вопрос решается очень активно, в ускоренном темпе».

Тогда президент России отметил, что часть средств на строительство театра будет выделена из федерального бюджета, часть — из регионального. Не исключено, что и в случае с новыми апартаментами для работников театра финансирование может стать двухпотоковым.

Снос или реконструкция

Господдержка, которой, судя по всему, пользуется театр Бориса Эйфмана, позволит привлечь для строительства апартаментов не только городской бюджет, но и федеральный, как это происходит со строительством самого здания театра, которое расположится в судебном квартале.

При этом реставрация, а не снос, позволила бы избежать очередного конфликта с жителями и градозащитниками, но в театре, видимо, такую возможность не рассматривают.

Здесь можно вспомнить о программе «Аренда памятника за 1 рубль», разработанной Комитетом имущественных отношений при участии КГИОП, когда инвесторам передают на 49 лет объекты культурного значения по итогам торгов после восстановления с возможностью получения льготной арендной ставки. Так, недавно Московской инвестиционно-строительной компании передали памятник «Оранжерея» в Петергофе, входящий в состав дворцово-паркового ансамбля «Собственная дача». До этого в аренду были сданы ОКН «Особняк-контора и здание библиотеки лесопильного производства Ф.Я. и Н.Я. Колобовых» и ОКН «Александровские ворота Охтинских пороховых заводов».

Кроме того, при новой плотной застройке, в особенности если у здания появится свой подземный паркинг, существует риск того, что трещинами могут пойти соседние дома. С такой проблемой не раз сталкивались местные жители при точечной застройке в центре города. Например, проблемы были у «Бронка Групп», чья дочерняя компания ООО «Орион» строит клубный дом Family Loft на Большой Разночинной, 19. Против возведения объекта выступал спикер ЗакСа Петербурга Вячеслав Макаров. Местные жители протестовали против возведения объекта, строительство которого, по их словам, наносит урон историческим зданиям.

История дома

Дом Басевича был построен в 1912 году по проекту архитектора Зазерского, является образцом стиля модерн. В 1992 году в этом доме снимался фильм «Над темными водами» по сценарию Валерия Тодоровского с Александром Абдуловым в главной роли. В 2008 году дом расселили. С тех пор он ветшал и горел. В 2014 году здание передали для приспособления под жилье для молодых семей в рамках госпрограммы «Молодежи — доступное жилье». Тем не менее доступного жилья в доме Басевича так и не появилось. В 2016 году дом был передан в оперативное управление СПб ГБО СПО «Академия танца Бориса Эйфмана». В январе 2020 года руководство академии объявило о том, что здание будет снесено, а на его месте появятся апартаменты для артистов. При этом заявлялось о том, что будет создана копия лицевого фасада здания.