Председатель совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков рассказал «Мойке78», почему предпринимателям недостаточно поддержки, которую оказывает Смольный, что на самом деле нужно, чтобы спасти петербургские компании, а также объяснил, почему вопрос возможной помощи через госзакупки сегодня нельзя назвать самым актуальным:
«Масштабы помощи бизнесу совершенно не соответствует масштабам потерь. Речь идет не только о том, какой удар нанесла коронавирусная эпидемия и борьба с ней. Есть еще один очень серьезный пласт — девальвация рубля. Все мы прекрасно понимаем, что почти в каждом товаре или услуге у нас есть импортная составляющая: сырье, комплектующие, технологии, оборудование, владельцы, а зачастую все вместе. Поэтому неизбежно при падающем спросе стоимость товаров и услуг будут расти, что опять наносит колоссальный удар по предпринимателям. Другими словами, предложение снизить налоги на 2% и предоставить отсрочку на фоне практически на треть обесценившегося рубля выглядит неадекватно. Если говорить метафорически, то когда умирающему от пневмонии дарят упаковку носовых платков — это, конечно, хорошо, но спасением это назвать сложно.
Однако обсуждая то, нравится нам или нет, что делает Смольный, нужно понимать одну простую вещь — региональные власти чрезвычайно ограничены в своих полномочиях. Подавляющее большинство вопросов регулируется федеральным законодательством. Поэтому даже если власти Петербурга захотели бы сделать что-то хорошее, они просто не в состоянии, потому что у них нет полномочий.
Можно посмотреть на пример европейских стран, где власти компенсируют сотрудникам организаций вынужденный простой в работе. Сложно сказать, потянут это наши власти или нет, но я отлично помню, как в прошлом году они хвалили то, какую фантастическую подушку безопасности создали. В конце вставал вопрос о том, что 2,3 трлн рублей даже тратить некуда. Ну так может быть действительно нужно помочь? Например, я сегодня смотрел, что минимальная сумма пособия по безработице в регионах может быть 1,5 тысячи рублей, это в Москве 19 тысяч, а где-то в провинции суммы очень низкие. Я плохо понимаю, как можно на эти деньги выжить.
Дальше, когда речь идет о всяких льготах со стороны государства в части налогов, на мой взгляд, здесь нужно говорить об их отмене на какой-то период, а не про отсрочку. Взять, например, налог на имущество. Вы владелец помещения и сдали его в аренду под магазин, которому работать запретили. Ему не с чего платить вам аренду. Вы тоже денег не получаете. Но тогда вопрос — а какой налог на это имущество вы будете платить властям, которые вам же это имущество и запретили использовать? Получается какая-то шизофрения! Опять же, налогами облагаются результаты деятельности. Если ее нет, значит и их не должно быть. Поэтому я хочу сказать, что вот эти все меры, о которых нам рассказывают, странные.
Есть мнение, что бизнесу можно помочь через госзакупки, но это достаточно сложный вопрос. Лично у меня такое ощущение, что основная их масса проходит под лозунгом «Чужие здесь не ходят». Поэтому, собственно говоря, именно в этой части эта тема мне кажется не очень актуальной для основной массы бизнеса. Это первое, второе — конечно, государство должно как-то само пытаться стимулировать экономическую активность, но она не должна быть абсурдной. Дело в том, что сейчас ситуация меняется очень быстро, и то, что планировалось вчера, сегодня будет неактуальным. Проще говоря, налогоплательщики не обрадуются, если чиновники потратят деньги на что-то ненужное в этот момент времени. Мне кажется, этот вопрос стоит обсуждать с другой точки зрения. Возможно, стоит резко увеличить объемы закупок того, что нужно непосредственно для борьбы с коронавирусом: маски, аппараты ИВЛ, еще какое-то оборудование, дезинфицирующие средства и т.д. А госзакупки, нацеленные на организацию всенародных праздников, наверное, следует отложить».