На фоне эпидемии коронавируса «Мойка78» составила список мест, где можно организовать так называемые «чумные бараки» — импровизированные больницы для зараженных, и рассказывает, где витали опасные инфекции и болезни в Петербурге времен царской России.
1. «Чумный форт» — так в конце XIX века называли один из красивейших фортов Кронштадта «Александр I», который построили в 1845 году для защиты Южного фарватера. Именно там во время мировой эпидемии чумы находилась лаборатория по исследованию не только этого смертельного заболевания, но и столбняка, холеры, тифа, дизентерии. А еще на станции производили вакцину и иммунную сыворотку с использованием лошадей в качестве рабочего материала. В 1897—1899 годах форт реконструировали, оборудовав его паровым отоплением конюшен, лифтом для подъёма животных и печью для их кремации. В какой-то период времени на станции даже поселились несколько врачей. Но несмотря на строгий контроль, в лаборатории были две вспышки чумы: в 1904 и 1907 годах.
В 1923 году укрепление перешло в руки военных, и форт превратился в склад минно-трального орудия. К 1983 году крепость была заброшена. В 90-е годы она сдавалась местными властями под рейв-дискотеки. В начале «нулевых» там снимали сериалы. С 2011 года в крепость водили лодочные экскурсии. А сейчас она закрыта для посетителей, потому что используется как база российских военных.
2. «Боткинские бараки». Это историческое название клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина. Основанная в 1882 году, она называлась Александровской барачной больницей. А имя Сергея Петровича ей было присвоено лишь в 1891 году.
При открытии мощность медучреждения составляла 300 коек. Их стало в 2 с лишним раза больше после расширения больницы в 1915 году. А вот период Гражданской войны стал для нее упадочным: бараки разрушались, водопровод, канализация и отопление не работали, не хватало медикаментов, а часть персонала разъехалась по деревням, тем временем, больные голодали.
Новые врачебные кадры, а также ремонт появились в больнице в 1920-х. А к концу 1930-х ее мощность увеличилась до 1230 коек. Медучреждение пережило Великую Отечественную войну и 900-дневную блокаду. А затем, в 60-х, — коренную реконструкцию. В начале 70-х в больнице заработал один из первых в стране блоков интенсивной терапии инфекционных больных.
В 2001 году КГИОП включил комплекс в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, а в 2009 году — в реестр памятников федерального значения. Сегодня в стационар продолжают направлять самых тяжелых больных, но уже с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее.
3. «Холерные лазареты». В начале 1830-х годов Петербург захвалила эпидемия холеры. Ее не удалось предотвратить даже несмотря на то, что тогда еще столица Российской империи готовилась к этой «встрече» заблаговременно. Город разбили на участки, в каждом из которых определили места для временных приютов, где было организовано постоянное наблюдение врачей — в народе такие места называли «холерными лазаретами». Один из них находился, например, на Сенной площади. И был разгромлен во время волнения горожан, недовольных введенным правительством запретом на передвижение и слухами, что чиновники намеренно травят простой люд.
Ранее «Мойка78» рассказывала, что в Петербурге за минувшие сутки зафиксировали 86 новых случаев заражения коронавирусом. Сегодня в городе на Covid-19 проведено более 45 тысяч исследований. И чтобы как-то ускорить и упростить этот процесс, лабораторная служба «Хеликс», которая теперь также имеет право проводить тесты, ввела новую услугу — бесконтактный анализ.