Владельцы крупных активов во время коронакризиса охотнее расстаются со своими участками и объектами коммерческой недвижимости. Причины здесь могут быть разными, но факт остается фактом — собственники недвижимости больше не ждут роста цен на нее, чтобы заключить сделку на более выгодных для себя условиях. Наоборот — они понимают, что в ближайшее время этого не произойдет, и готовы к менее выгодным соглашениям.
Прямая взаимосвязь с коронакризисом есть у объявившего о своем переезде завода «Севкабель». В компании отметили, что будут переводить производственный комплекс в кластер Кировского завода уже этим летом, хотя изначально планировалось начать процесс в конце года.
«Все планы нарушил коронавирус: эпидемия приостановила стройки по всей стране, и потребность в кабельно-проводниковых товарах снизилась. Сейчас есть возможность уменьшить складские запасы, а потому руководство завода решило начать переезд, не дожидаясь запланированных сроков»,— пояснили в пресс-службе предприятия.
Что станет с территорией на Кожевенной линии Васильевского острова, не озвучивается. Участком владеет не предприятие, а дочка банка «Санкт-Петербург» — «БСПБ Капитал».
Перемены настигли и завод «Ригель» в Петроградском районе Петербурга. Новым акционером предприятия стал холдинг «Теллус Групп», который приобрел 100% акций производителя аккумуляторов и аккумуляторных батарей. В качестве стратегического инвестора выступит ИК «Евроинвест». Известно, что объект приобрели как промышленное действующее предприятие и в дальнейшем его планируется активно развивать. По оценкам экспертов, стоимость актива может составлять 2,5 млрд. Инвестиции в развитие завода составят порядка 300 млн рублей.
Правда, по словам экспертов, сделку нельзя связать с текущим кризисом, так как подобные соглашения достигаются ни за один месяц.
«Такие крупные сделки делаются минимум за полгода-год. Поэтому они были согласованы еще до коронакризиса. Да и вообще крупные владельцы недвижимости мыслят долгосрочными категориями и не склонны принимать скоропалительные решения под давлением текущего момента. Но, в целом, можно ожидать, что завышенные ожидания будут приведены в соответствие с рыночной ценой, но массового сброса активов по сниженным ценам не будет»,— говорит руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость, компания Maris в ассоциации с CBRE Алексей Фёдоров.
По словам генерального директора Colliers International в Санкт-Петербурге Андрея Косарева, обобщать подобные сделки не стоит, поскольку каждый кейс с продажей и редевелопментом промышленной площадки индивидуален: как в силу специфики решения собственника по продаже или переводу самого производства, так и с учетом градостроительной ситуации. Однако факт остается фактом — собственники крупных активов больше не надеются на скорейший рост цен.
«»Ригель» продаётся с действующим производством, в зоне, которую так и не удалось перевести в жилую, при этом в суперпривлекательной локации. Севкабель — наоборот, производство переводится на другую площадку, а существующая территория позволяет в перспективе строить жилье. При этом справедливо будет утверждать, что собственники, которые не спешили снижать цены на свои земельные активы и площадки под редевелопмент, рассчитывая на дальнейший рост спроса и стоимости, сейчас пришли к осознанию, что восстановление экономики и рынка может занять гораздо больше времени, чем снятие ограничений. В связи с чем некоторые из них с удовольствием реализуют такие активы и «выйдут в кэш» либо направят средства на перебазирование и развитие производства»,— говорить Андрей Косарев.
Он отмечает, что в ближайшее время не ожидает кейсов, подобных «Ригелю», но эксперт уверен — спрос на площадки с «жилым» зонированием однозначно будет, поскольку девелоперы в любой экономической и рыночной ситуации пополняют свои земельные банки такими участками.
Что касается приобретения коммерческой недвижимости во время коронакризиса, большой интерес к приобретению таких активов еще в начале апреля высказала инвестиционная компания Leorsa Group of Companies. Пост об этом на личной странице в Facebook разместила вице-президент холдинга Ольга Пономарева. Она заявила, что ИК готова срочно выкупать в Петербурге уцененные объекты стоимостью свыше 100 млн рублей. За три недели на это предложение откликнулись собственники более 100 объектов. С некоторыми владельцами активов уже идут предварительные договоренности, но что это за объекты, Ольга Пономарева не стала рассказывать, отметив, что речь идет о торговых и бизнес центрах, встроенных коммерческих площадях и даже земле под строительство в центре Петербурга.
По словам эксперта, из-за коронакризиса, безусловно, можно ожидать сделок, подобных «Ригелю», но скорее всего владельцы таких активов еще долго будут приходить к осознанию того, что цену необходимо снизить.
«Сегодня точно есть компании, которые готовы скупать активы, но с неким дисконтом, а готовы ли на это соглашаться продавцы — покажет время. Те, у кого высокая долговая нагрузка и по ним очень сильно ударил кризис, будут сильно снижаться, но, скорее всего, не сегодня. Привести в пример планируемые сделки не могу, но могу сказать, что первыми на рынке окажутся компании, на которых лежат кредиты, так как они решат избежать ситуации с банкротством»,— говорит Ольга Пономарева.
Отметим, что в качестве новых площадок для продаж сегодня можно рассмотреть Центр дизайна в Краногвардейском районе Петербурга, который принадлежит компании «Тандем-истейт», стратегическому инвестору Петербурга. До 1 мая здание официально называлось Artplay и функционировало под знаменем Московского ООО УК «АРТПЛЭЙ», но компания отказалась от сотрудничества.
Помимо этого интерес вызывает коммерческая недвижимость на Выборгской набережной Петербурга. Сейчас она разрознена и общим лотом ее не приобрести. Хотя сама идея может быть привлекательна для девелоперов, которые бы не отказались снести существующие объекты и застроить территорию жильем бизнес-класса. Не исключено, что собственники зданий в этой части города захотят продать активы, не выдержав накала коронакризиса.
Ранее сообщалось, что на «Авито» выставлены на продажу объекты культурного наследия, расположенные на Невском проспекте и прилегающих улицах. Это часть здания бывшей голландской церкви (Невский, 20), стоимость 760 млн рублей, Дом Гансена (Малая Конюшенная ул., д. 16/26) — за 800 млн рублей, а также комплекс зданий на набережной канала Грибоедова — за 1 млрд рублей.