«Мойка78» пообщалась с родителями детей с расстройством аутического спектра и выяснила, как они помогают юным петербуржцам наладить новый распорядок дня и принять те изменения, которые диктует ситуация вокруг пандемии коронавируса.
Рутина для обычного ребенка — это синоним скуки. А для его сверстника с РАС (прим.: расстройство аутического спектра) — способ избежать тревоги, которая может вылиться в негативное поведение вплоть до агрессии, в том числе по отношению к себе. Именно поэтому у детей с аутизмом так много ритуалов: они ходят по одному и тому же маршруту или живут в своем графике.
Вынужденная самоизоляция лишила «особенных» петербуржцев их привычного режима. А 10-летнему Ивану Ботвину так и вовсе перевернула его с ног на голову. Мама мальчика — Наталья — рассказывает, что долгое время выходила на прогулку с сыном по ночам. Поскольку в отсутствии возможности посещать спортивные занятия или играть на детской площадке «выпустить пар» в дневное время было невозможно. Кроме того, вероятность проконтактировать с носителями коронавируса на пустых улицах гораздо меньше.
«У нас просто не было выхода, потому что гулять мы должны, иначе он становится агрессивным. И это очень тяжелое состояние, которое купируется определенной физической нагрузкой: пробежкой или поездкой на самокате»,— объяснила Наталья.
Еще один раздражающий фактор — уличные громкоговорители, которые оповещают горожан о коронавирусе. Из-за них у Вани появилась и обострилась гиперчувствительность к звукам. Во время каждого такого сообщения, рассказывает Наталья, мальчик зажимает руками уши. Это кстати также стало поводом для того, чтобы скорректировать привычный маршрут прогулок.
«Зная, что в каких-то районах висят эти рупоры и оттуда вырывается громкий звук, мы просто игнорируем эти места и перемещаемся там, где этого всего нет. А в каких-то случаях берем с собой звукоснимающие наушники»,— поделилась петербурженка.
Другая наша собеседница — Ирина — рассказала, что еще в марте уехала со своей 11-летней дочкой на дачу. В Петербурге семья время от времени появляется, но ненадолго. В отличие от шумного города в спокойной обстановке девочке проще соблюдать привычный режим дня и не носить маски, к которым детей с аутизмом приходится буквально приучать — а это дополнительный стресс.
Школьные занятия у обоих ребят проходили дистанционно. Из-за этого они лишились своего социального окружения, в том числе общения со сверстниками, которые в какой-то степени выступали в роли тьюторов, помогая детям с аутизмом вырабатывать необходимые навыки. А социализация — это неотъемлемая часть инклюзивного обучения. Кроме того, не все дети с РАС способны воспринимать информацию с экранов мониторов. Длительное нахождение за компьютером противопоказано, например, в случаях, когда аутизм сопровождается эпилептическими приступами.