Нейробиологи определили важные факторы, которые влияют на распознавание запахов.

Исследованиями в этой области занималась группа ученых во главе с Дмитрием Ринбергом из Нью-Йоркского университета. Об этом сообщают Вести.Наука, ссылаясь на публикацию в журнале Science.

В качестве подопытных выступили генетически модифицированные мыши, чьи нейроны можно возбудить при помощи оптогенетики (посветив на животных лучом света). Отмечается, что этот метод позволяет активировать ту или иную клетку в любое время.

Сперва исследователи выбрали набор из шести клубочков и активировали его в определённой последовательности. Действовать пришлось так, чтобы вызвать естественный отклик обонятельной луковицы на некоторый запах. Ученые предполагают, что искусственное воспроизведение этой структуры также вызывало у мыши ощущение какого-то запаха.

Затем экспериментаторы научили животных распознавать этот «запах». Ощутив его, грызун должен был нажать на рычаг. Если мышь правильно ассоциировала запах с рычагом, она получала вознаграждение — каплю воды (перед опытом у зверьков вызывали жажду). При создании другой картины активации клубочков (другой «запах») нажимать на рычаг было бесполезно.

Когда грызуны научились узнавать определенный «аромат», не путая его с другими, биологи начали менять в картине активации клубочков одну деталь за другой, наблюдая, продолжают ли мыши опознавать «запах», приносящий им утоление жажды.

В ходе опыта выяснилось, что замена первого клубочка приводила мышь к ошибке в распознавании «запаха» в 30% случаев. Однако, поменяв местами порядок активации последних клубочков, учёные наблюдали ошибку подопытных лишь в 5% случаев.

Затем биологи построили компьютерную модель. Системе сообщали, что именно изменилось в картине нейронного отклика на запах, а она вычисляла, с какой вероятностью мышь распознает его после вмешательства.

Авторы исследования планируют использовать эту модель, чтобы решить вопрос минимального набора рецепторов, необходимых для восприятия того или иного аромата.