Корреспондент «Мойки78» пообщался с экспертом по семейному образованию Екатериной Бесединой и выяснил, какое место дистанционное образование занимает в домашнем обучении, и почему многие родители раскритиковали новый формат:

«Федеральным законодательством предусмотрено несколько форм получения образования: очное, заочное, очно-заочное и семейное. Последнее подразумевает то, что родители берут на себя ответственность как за процесс, так и за результат. Кроме того, взрослые вольны самостоятельно выбирать способ, при помощи которого их дети будут приобретать знания. Среди них — дистанционные школы. Похожий формат был предложен минувшей весной. Но отличие в том, что специальные сервисы давно продумали все нюансы и накопили определенный опыт.

Есть и другие форматы семейного образования. Получать знания дети могут у педагогов, нанятых объединениями родителей, репетиторов или дистанционно — при помощи обучающих порталов. Главное — не перепутать с самообразованием. Хотя и оно входит в этот список. В таком случае цель родителей — научить ребенка самостоятельно получать информацию и предоставить ему возможность понять, чего он хочет от жизни.

Такую форму чаще всего выбирают те семьи, которые не стеснены рамками системы и понимают: если ребенок не получит аттестат, ничего страшного с ним не случится — у него останутся шансы стать успешным в будущем.

Я думаю, причин для критики дистанционного обучения может быть несколько. Школы к этой форме передачи знаний оказались не готовы, учителя зачастую разводили руками. Родители, с которыми я разговаривала, рассказывали, что преподаватели неделю или две проводили уроки по Zoom или Skype, а потом буквально сдавались и просто присылали задания для самостоятельной работы.

В то же время неготовыми оказались и родители. Ведь для многих школа — это что-то сродни камере хранения. К тому же далеко не все хотят погружаться в школьный материал, что-то изучать, чтобы потом объяснять своим детям. А есть те, кому в принципе сложно находиться дома с ребенком. Отсюда, в том числе, возникают ссоры и скандалы.

Что касается самого дистанционного обучения, я выступаю за то, чтобы у семей было право выбора. Если «дистанционка» станет еще одной формой образования (наряду с остальными), это будет прекрасно. Хотя речь, конечно, не об обязаловке. Потому что не все родители к этому готовы. У людей ведь разные цели и возможности.

Хотелось бы, чтобы в том же МФЦ родители имели возможность не просто подать заявление на зачисление ребенка в школу, а протестировать его и понять, какая из форм подходит для него лучше всего, предварительно выяснив плюсы и минусы каждой.

Среди семей, для которых я организовываю курсы, есть те, кто еще до карантина задумались о семейном обучении и, понаблюдав за тем, как занимаются дети, либо приняли решение покинуть классическую школу, либо наоборот — поняли, что ни этот формат, ни дистанционный им не подходят».

Напомним, петербургские родители до сих пор опасаются, что дистанционное обучение навсегда заменит традиционное. Проблема заключается в том, что гражданам порой сложно понять смысл принимаемых законов, например, о «Цифровой образовательной среде». Кроме того, многие до сих пор помнят не слишком удачный опыт с новым форматом занятий.