Несмотря на штатные перестановки в имущественном блоке Смольного долги за аренду — волшебство какое — только растут. «Мойка78» задалась вопросом: быть может КИО пора менять подход работы с арендаторами?
Пока же в комитете смогли только изменить штатное расписание. Причем штат КИО на фоне заявлений о секвестировании и экономии бюджета — растет.
Бюджет в поисках денег
В начале прошлой недели пресс-служба комитета сообщила о создании рабочей группы по урегулированию вопросов оплаты арендной платы. В сообщении подчеркивается, что комитет взыскивает задолженность возникшую до марта 2020 года.
«Это долги за 2017-2019 годы и более ранние периоды. Недобросовестные арендаторы должны понимать, что мы будем использовать все законные способы для сокращения дебиторской задолженности»,— отмечает Леонид Кулаков, председатель КИО.
По информации СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» с начала 2020 года по инициативе арендатора расторгнуто 70 договоров аренды. По 44 договорам из них имеется задолженность по арендной плате на общую сумму около 11 млн рублей.
Как подчеркнул нынешний глава комитета — Леонид Кулаков — долги накапливались несколькими его предшественниками на протяжении нескольких лет.
Посчитаем. В 2018 году городского бюджета от продажи имущества упали на 262 млн рублей и составили 6,7 млрд рублей. А доходы городского бюджета от использования госимущества (арендные платежи за помещения, земельные участки, а также дивиденды по акциям и плата за размещение объектов нестационарной торговли) упали на 0,5 млрд рублей, составив 14,4 млрд рублей.
При этом сообщалось, что арендаторы городского имущества не выплатили в бюджет Петербурга около 12,1 млрд рублей. На сайте КИО сообщалось, что против должников подано 1,6 тысяч исков на общую сумму 6 млрд рублей. Однако в пресс-службе комитета так и не смогли ответить, почему в суд ушли иски не на все 12 млрд рублей, а только лишь на 6 млрд. Более того, через суд удалось вернуть в бюджет города не 6 млрд, а около 2 млрд рублей.
В прошлом – 2019 году – комитет имущественных отношений пополнил бюджет Петербурга на 20,5 млрд рублей. При этом Смольный сформировал план в размере 21 млрд рублей.
В долгах с 2018 года на 2019 был перенесен долг за аренду на 10 млрд рублей. Общую сумму задолженности в 2019 году выяснить не удалось: в открытом доступе такой информации нет, а в пресс-службе ответ на запрос “Мойки78” пока готовят. Но известно, что в 2019 было подано в суд еще меньше, по сравнению с предыдущим годом, исков — всего 989 — на сумму свыше 1,6 млрд рублей. По решению суда удалось взыскать еще меньше — 898,96 млн рублей.
В этом году по линии КИО в городской бюджет должно быть направлено 21,8 млрд рублей. И план не снижен.
«Почему дебиторская задолженность не уменьшается? Я не думаю, что юридические службы у них плохо работают, достаточно посмотреть на количество судебных дел в Арбитражном суде, участие в которых принимает КИО. Большая часть дел по взысканию задолженности и договорных неустоек однотипны, и суд выносит по ним шаблонные решения. Однако следующее за вступлением решения в силу получение исполнительного листа и возбуждение исполнительного производства далеко не всегда приводит к гашению долга. И причины здесь не юридические, а уже экономические»,— заявляет Дмитрий Якубовский, адвокат, советник Президента Коллегии Адвокатов Санкт-Петербурга «Кутузовская».
Дмитрий Некрестьянов утверждает, что в КИО уже сформировалась практика когда решения вместо чиновников принимает суд. Однако бюджету города, а значит и рядовым налогоплательщикам безынициативность сотрудников имущественного блока обходится дорого: приходится оплачивать не только имущественные потери, но и услуги адвоката.
Хронология реформирования
Падение уровня доходов городского бюджета проходят на фоне постоянного реформирования комитета имущественных отношений. При этом — если верить заявлениям чиновников — 2020 год мог стать первым годом, когда в КИО не проводят реформу. О том, что в этом году никаких реформ не запланировано «Мойке78» рассказали в Смольном в первой декаде августа
«Аппарат вице-губернатора не располагает информацией о существовании плана преобразования КИО»,— значилось в документе, который подписал начальник аппарата вице-губернатора Е.И. Елина.
Но уже во второй декаде августа – на фоне заявлений губернатора о жесточайшей экономии и о необходимости сокращений бюджетников – штат КИО вырос сразу на две руководящие единицы. И теперь у председателя комитета семь заместителей.
Да и сам Леонид Кулаков в должность председателя КИО вступил в результате рокировки: до 27 апреля Леонид Кулаков занимал пост первого замруководителя администрации губернатора города, а до этого возглавлял комитет по строительству.
Валерий Калугин, ранее занимавший должность председателя комитета имущественных отношений, с 27 апреля назначен на должность замруководителя администрации губернатора Александра Беглова.
«Информацией о реформе КИО я не обладаю. В период Калугина такие мысли, конечно, ходили. Но сейчас речи об этом никто не ведет, у нас сейчас идет обычный рабочий процесс»,— рассказал «Мойке78» сразу после назначения двух заместителей руководителя Александр Герман, зампред КИО
Между тем, реформатор и экс-глава комитета имущественный отношений Валерий Калугин революций не сделал: он лишь вернул в систему управления городским имуществом районные агентства. Их, напомним, ликвидировали пять лет назад, тогда, в результате объединения комитета по управлению городским имуществом и комитета по земельным ресурсам и землеустройству и был создан комитет имущественных отношений.
Инициатором реформы 2015 года стал тогдашний вице-губернатор Михаил Мокрецов. Руководить новым комитетом назначили Юлию Лудинову. В СМИ писали, она не имеет опыт работы с бизнесом. Предприниматели пытались «сработаться» с назначенцем полтора года, но….Юлия Лудинова покинула КИО.
Кстати, новый председатель комитета взимать долги с арендаторов-должников будет старыми методами: сперва предупреждения и предостережения, потом личные встречи и угроза судебными разбирательствами. После судебных тяжб комитет расторгнет договор с неплательщиком и «вовлечет недвижимость в хозяйственный оборот».