Точку в конце сообщений не ставят больше половины пользователей интернета. Она всегда была нейтральным знаком пунктуации, но в разговорной сетевой речи приобрела значение агрессии.

В беседе с Мойкой78 журналист Иван Голиков рассуждает, почему игнорирование знаков препинания говорит о примитивизации виртуальной коммуникации, а предложения, отправленные по одному слову в несколько сообщений, напоминают прием у психотерапевта. 

Впервые неприятие точки в сетевом общении я заметил на первом курсе в 2012-2013 годах. Тогда одногруппники окрестили меня нудным за то, что я венчал каждое свое предложение этим знаком препинания. Хотя, признаться честно, к этому моменту я только стал отходить от пубертатной хандры многоточий в переписке… Поэтому в моем отношении это была, с одной стороны, привычка, а с другой — упрощение, так как давить на одну и ту же кнопку пришлось в три раза реже.

Сегодня к любителям завершенных мыслей в чатах относятся еще строже. Этот ироничный страйк мне прилетел уже в виде аудиосообщения два месяца назад: «Вань, зачем ты ставишь точку в конце предложения «ВКонтакте»? Выглядит так, как будто ты злой и серьезный мужчина».

Точка для миллениалов и следующих за ними поколений стала лакмусовой бумажкой пассивной агрессии. Многие, привыкнув к неистовой скорости передачи данных, либо совсем отказались от употребления знака, либо, наоборот, стали захламлять сообщения всевозможными скобочками и смайликами, чтобы виртуальный визави не утруждался размышлениями, есть ли там сарказм или «доля правды».

Разумеется, никакой агрессии за невинным еле приметным пятнышком у меня не спрятано. Разве что оно навевает людям воспоминания о статическом напряжении на школьном уроке русского языка, где нещадно карали за каждую ошибку.

Ярость вызывает, скорее, укоренившаяся у большинства пользователей интернета привычка писать короткими даже не предложениями, а их обрубками. Если в христианской культуре принято читать слева направо, в мусульманской — справа налево, то современная «цифровая» письменность напоминает больше древнекитайскую рукопись: не проскроллишь вниз — не узнаешь, чего от тебя надобно. Подобное общение походит на сеанс психоанализа с невротиком, который выплевывает в атмосферу нечленораздельную речь.

Когда большинство пользователей сети сейчас активны со своих смартфонов, о чем говорит та же статистика YouTube, чечетка из сообщений в твоем кармане вызывает раздражение. Загодя отвечаю: да, отключить вибро не могу, потому что тогда пропущу важный звонок или сообщение от того, кто более уважительно относится к своему собеседнику.

Если знаки препинания были созданы для упрощения понимания письма, то их повсеместное игнорирование говорит о примитивизации виртуальной коммуникации. Кажется, что абзацное членение давно кануло в лету, и вершиной текстового выражения мысли стало предложение. И то незаконченное, как и все начинания нашего поколения.

Точка в виртуальной переписке в восприятии адресатов превратилась в признак снобизма, словно автор строк расставляет их со свойственной ему аристократичной манерой мизинцами, басовито мурлыкая себе хвалебные оды и подчеркивая тем самым интеллектуальную сегрегацию с получателем зашифрованного «месседжа».

Свидетельствует это только о низкой самооценке, глубочайшей лени адресата и его попытках выместить собственное неудовлетворение на других. Для меня наличие точки сигнализирует о собранности человека, а абзаца — его уважении к собеседнику. Ведь все, что ты хочешь донести, можно написать в одном сообщении, а потом уже дополнять тем, что пришло после его отправления.

А вот агрессия в моем представлении — это множество восклицательных знаков вкупе с возмущенным сообщением. На такие я попросту не реагирую. Ибо бесит.