В Петербурге закрылось рекордное число заведений общественного питания в 2020 году. По числу безработных барменов Петербург занял второе место среди регионов России, уступив лидерство Москве.
По информации компании Knight Frank, число закрытий заведений общественного питания превысило открытия и поставило рекорд в статистике с 2017 года. В Петербурге в минувшем году заработали 307 новых точек, что на 23% уступило количеству закрытых мест. В 2019 году в Петербурге закрылись 284 заведения общепита, в 2018 году — 169, в 2017 году — 179.
Ограничения из-за коронавируса, которые начали вводить в Петербурге в марте минувшего года, оставили город без туристов, а местных жителей отправили на самоизоляцию. Им запретили встречаться даже на улице, не говоря уже о барах. Хоть кризис и способствует тому, что люди пьют больше, барменам воспользоваться ситуацией в полной мере не удалось: петербуржцы выпивают, может, больше, но, скорее, дома.
В результате ограничений, коснувшихся сферы общепита, общая численность заведений уменьшилась еще в первом полугодии 2020 года, персонал, потерявший работу в первую весеннюю волну распространения коронавируса, до сих пор остается не у дел.
С начала 2021 года бармены по всей стране опубликовали более 14 тысяч резюме, из них 19% пришлось на Петербург, на первом месте оказалась Москва — 28% от всех резюме среди барменов, подсчитали в рекрутинговой компании HeadHunter. Чаще всего работу ищут опытные специалисты со стажем от 3 до 6 лет.
Сокращение числа операторов общепита лишь частично связано с ограничениями, введенными с пандемией коронавируса, уверена заместитель директора департамента торговой недвижимости компании Colliers Юлия Кузнецова.
Некоторые арендаторы еще до начала пандемии испытывали сложности и планировали переезд или сокращение числа заведений. Это подтверждает аналитика: одни операторы освобождали помещения, другие переместили свои заведения с центральных торговых коридоров на соседние улицы с более низкой арендной ставкой,— заметила замдиректора департамента.
Справедливость такой точки зрения в беседе с Мойкой78 подтверждает не только сохранение числа открытий заведений общепита на уровне «докоронавирусного» времени. С ней согласился и ресторатор Александр Затуливетров, подчеркнув, что владельцы ресторанов всегда выбирают условия, которые их интересуют, но дело не только в них.
Последние 5 лет рынок общественного питания рос нездоровыми темпами, представляя такую злокачественную опухоль на теле городского бизнеса, потому что росли ставки безумно, росла зарплата линейного персонала. Количество открывающихся заведений превышало разумные цифры. Естественно, я бы сказал, что только пандемия отрезвила участников рынка, но, скорее, даже не в прямом смысле. Просто сам бизнес оказался нерентабельным, и его стали закрывать, поскольку покупать квартиры и сдавать их выгоднее, чем заниматься хлопотным и далеко не рентабельным бизнесом общественного питания,— отметил ресторатор.
«Отрезвление» ресторанного бизнеса из-за мер, введенных для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, судя по всему, стремительно вышло из строя: выручки стало меньше, проблем больше, и люди стали терять работу. Безжалостнее всего «коронавирусные меры», в частности запрет на работу заведений общепита в период с 23:00 до 6:00, сказались на питейных и увеселительных заведениях.
Отмена запрета на работу заведений общественного питания в ночное время актуальность услуг барменов, вероятно, повысит, но толчком для восстановления ресторанного бизнеса так сразу вряд ли станет. По словам президента Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонида Гарбара, негативные для развития отрасли тенденции прослеживались и до пандемии новой коронавирусной инфекции со свойственными ей запретами.
Если брать период до введения карантинных мер, то можно заметить, что платежеспособность населения нашего города очень сильно снизилась. Не на что ходить в рестораны. После падения спроса и оборота не все могут выдержать это и закрываются,— заметил Гарбар, подчеркнув, что, иначе говоря, речь идет об обнищании населения.
Сколько времени потребуется для возвращения отрасли на позиции, равные тем, что существовали до пандемии коронавируса, не смогли спрогнозировать даже аналитики. В компании Colliers лишь перечислили ряд факторов, которые в совокупности позволят бизнесу вернуться к прежней жизни. К ним отнесли полное снятие ограничительных мер, обеспечение безопасности посетителей и возвращение туристического и делового трафиков.
По мнению ресторатора Затуливетрова, на восстановление отрасли, в случае если в Петербурге не будет «третьей или четвертой волн» новой коронавирусной инфекции, может потребоваться не менее 2 лет. Президент Федерации рестораторов и отельеров выступил с более оптимистичным прогнозом, выразив надежду, что рынок начнет восстанавливаться в апреле-мае следующего года.