Петербургская дамба отмечает свое десятилетие. Два человека, благодаря которым этот проект был реализован, не дожили до юбилея — Юрий Севенард и Владимир Коган.
Юрий Севенард
Инженер-гидротехник Юрий Севенард родился в Казахстане, однако с Северной столицей его связывают предки: он — сын Целины Кшесинской, племянницы легендарной балерины Матильды Кшесинской. За свою жизнь Севенард стал автором 15 изобретений, связанных с гидротехническим строительством. В 1958 году окончил Московский инженерно-строительный институт им. В. В. Куйбышева.
В апреле 1980 года получил новое назначение и стал начальником строительства и генеральным директором производственного строительно-монтажного объединения «Ленгидроэнергоспецстрой» (ЛГЭСС). Именно этому объединению предстояло строить комплекс защитных сооружений Ленинграда от наводнений.
Для такого проекта Севенарду разрешили брать специалистов из любых регионов.
Интересно, что в 1991 году Севенард даже баллотировался на пост мэра Ленинграда, но проиграл Анатолию Собчаку. Его кандидатура смущала многих. А после его ухода с поста директора ЛГЭСС в октябре 2001 года было возбуждено дело о нецелевой растрате средств при строительстве дамбы — однако в итоге оно было закрыто.
Сам он позднее написал книгу о том, как строили дамбу. Так или иначе, но именно при нем по факту было построено две трети КЗС. Стоит добавить, что полномочия с себя он хотел снять еще в 1993 году, когда был избран депутатом Госдумы, однако тогдашний глава правительства Виктор Черномырдин назначил его генеральным директором предприятия. Так что в итоге Севенард совмещал эту работу с парламентской деятельностью.
В последние годы Севернард жил в Москве, продолжая заниматься различными проектами по специальности. В конце июня 2021 года попал в больницу с коронавирусом и в итоге умер на 86-м году жизни.
Владимир Коган

Его преемник Владимир Коган по своему призванию никак не связан с гидротехникой: он — банкир, по образованию — инженер-автомеханик и экономист.
В октябре 2005 года Когана назначили на пост директора предприятия «Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений». При этом он также параллельно работал в Росстрое.
Время его руководства проектом тоже без скандалов не обошлось: из-за заключенных им допсоглашений стоимость дамбы увеличилась в несколько раз и превысила 87 млрд рублей.
Однако ни задержка по срокам сдачи дамбы, ни проверки никаких последствий для Когана не имели. В августе 2011 года КЗС ввели в эксплуатацию, в ноябре Коган получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. С июля по декабрь 2012 года занимал пост руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в ранге заместителя министра регионального развития, в 2015-м — приобрел контрольный пакет акций банка «Уралсиб».
По данным «Форбс», состояние Когана к 2018 году составило 1,1 млрд долларов.
В 2018 году 56-летний Коган вернулся домой после восхождения в высокогорье, его разбил инсульт. С 15 апреля по 19 июня он находился в коме и жил благодаря аппаратам искусственного обеспечения. Умер 19 числа в частной клинике.
Ранее Мойка78 подробно рассказала скандальную историю строительства дамбы.