После введения западных санкций важным партнером России и, в частности, Петербурга может стать Иран. ТЦ уже ждут замену сбежавшим брендам, а молочные заводы готовятся конкурировать с продуктами от тегеранских буренок. Мойка78 рассказывает, как будет проходить иранизация Северной столицы.
Партнерство Санкт-Петербурга и Ирана началось отнюдь не вчера. Можно сказать, что в год 350-летния Петра Первого Россия возвращается к его идеями, однако первый император только деловыми связами не ограничился, а присоединил часть территории тогда еще Персии к России. Еще в 19 веке влияние Петербурга на Персию было колоссальным.
Уже в современной истории официальные делегации, читайте потенциальных партнеров, принимала еще Валентина Матвиенко в статусе губернатора Северной столицы. Например, в 2004 году она предлагала обменяться с Тегераном опытом по строительству метрополитена. Как мы знаем, с начала нулевых в Петербурге появилось только 14 новых станций подземки. В Тегеране, кстати, за аналогичный период успели возвести целую линию на 22 станции.
Уже в 2019 году, накануне назначения Александра Беглова врио губернатора Санкт-Петербурга, иранская делегация снова собиралась в Петербурге. Обсуждали тогда импорт российского продовольствия на Ближний Восток. Товарооборот между Ираном и Петербургом спустя год составил, по данным агентства Ru-Stat, только 95 млн долларов или 4% от общего товарооборота России и Тегерана.
В частности, РИА Новости со ссылкой на вице-премьера Александра Новака сообщало, что Россия и Иран договорились о соединении платежных систем Shetab и «Мир». Таким образом, петербургские банки получат новый продукт вместо Visa и Mastercard, который частично будет работать и за границей.
Петербургские автодилеры и автомастерские очень обрадуются еще одной инициативе. Телеканал Press TV со ссылкой на иранского министра промышленности сообщил, что Россия может получать с Ближнего Востока автозапчасти в обмен на поставки стали. На фоне запрета Евросоюза на импорт продукции из РФ, бартер выглядит выгодным и поможет сохранить автобизнес в Петербурге.
В отличие от других производств, молочным фабрикам Петербурга и Ленобласти, вероятно, придется готовиться к росту конкуренции. Как сообщает официальный сайт Россельхознадзора, в России в ближайшее время могут снять ограничения на торговлю иранским молоком. Пока иностранные поставщики проходят все необходимые аттестации, Мойка78 вспомнила печальную историю завода «Лосево», принадлежащего семье бывшего главы «Лукойл-Бункер» Али Беглова.
Компания закрыла свой завод на реорганизацию еще прошлой осенью, но на рынок так и не вернулась. Вместо этого получила сразу несколько банкротных исков, следует из картотеки арбитражных дел. Поэтому, чиновникам, особенно председателю комитета по агропромышленному комплексу Ленобласти Олегу Малащенко придется внимательно следить за тем, чтобы иранские коровы не вытесняли российских с отечественного рынка.
Прибавится работы и главе петербургского комитета по промышленности, инновациям и торговле Кириллу Соловейчику, который должен будет следить за переработкой сырья из Ирана.
А вот культурное сотрудничество с Ираном мог бы взять на себя директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Оно точно не повредит в условиях, когда музеи крайне ограничены в проведении международных выставок. Не зря же Пиотровский считается авторитетным востоковедом и исламоведом, а в самом Эрмитаже в 2021 году открылась обновленная экспозиция искусства Ирана. Пока же единственная выставка иранских художников прошла в феврале в Петербургской ассоциации международного сотрудничества.