«Игры» петербургских миллиардеров и владельцев крупных компаний с заграничными офшорами могут поставить под угрозу экономическую стабильность Петербурга. Пока Кипр не проявляет большого рвения в поиске российских активов и их арестах, однако ситуация может измениться в любой момент.
Офшорные зоны на Кипре, Сейшельских или Британских Виргинских островах манили собственников бизнеса налоговыми льготами и полной анонимностью. Однако стоит помнить, что Кипр входит в состав Евросоюза, а значит должен выполнять все введенные против России санкции. Кто окажется в них следующим – большой вопрос, но неопределённость точно не причина расслабляться на участников списка богатейших бизнесменов Северной столицы. Британские Виргинские острова тоже хоть и находятся в Карибском бассейне, но являются территорией, подконтрольной Великобритании. А эта страна в последнее время отличается самой агрессивной политикой в адрес РФ.
Мойка78 решила изучить, какие петербургские компании оказались под угрозой. Спойлер: часть крупных бизнесменов еще восемь лет назад поняла, что безопаснее держать все активы на родине.
Портовые компании во власти Кипра и Гонконга
Крупнейший стивидор Большого порта Санкт-Петербург АО «Первая портовая компания», которая входит в число активов миллиардера Владимира Лисина находится «во власти» Кипра. Согласно сервису «СБИС», учредителем акционерного общества является компания Fletcher group. При этом уставной капитал АО «ППК» без малого 20 млрд рублей, а годовой оборот по БФО составил 12,7 млрд. Кстати, налоги от деятельности стивидора идут в Москву, так как юрлицо фирмы зарегистрировано в столице.
Еще одна портовая компания – «Ультрамар» управляет терминалом в Усть-Луге. У структуры собственников компании ООО «Ультрамар терминал», похоже, сложная судьба. Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ, уставной капитал общества делят между собой офшор с Виргинских островов «Кордела лимитед» и гонконгская компания «АМЕРЕУС ГРУП ЭЙЧКЕЙ ЛИМИТЕД», также в составе учредителей можно найти АО «Арткэпитал инвестмент» (несмотря на сложное название, прописка у общества московская). Причем все доли находятся в залоге у «Сбера» до «полного исполнения обеспечительных обязательств». Аналогичная история и с ООО «Ультрамар», которые на 60% контролирует Андрей Бонч-Бруевич. В списке учредителей – те же офшоры, за исключением «Кордела лимитед».
Российская бумага со Швейцарской пропиской
Крупнейший производитель целлюлозно-бумажной промышленности группа «Илим», подконтрольная братьям Борису и Михаилу Зигнаревичам и Захару Смушкину, предпочел не иметь дело с Кипром или Виргинскими островами. По данным «СБИС», с 2006 года единственным учредителем АО «Группа Илим» была компания «Илим Холдинг С.А». Что интересно, прописка этого юрлица – швейцарская. Однако в последней выписке из ЕГРЮЛ упоминаний о связи группы «Илим» с Альпами нет.
Казалось бы, DYI-ритейлерам не обязательно регистрироваться где-то за границей. Но, например, собственники сети «Домовой», похоже, имеют другое мнение на этот счет. По состоянию на начало 2022 года УК «Старт», АО «Домовой» принадлежала офшору с Виргинских островов «Аврора Эквитиз инк». При этом выручка компании, которая через УК «Старт» близка к акционеру «Илима» Захару Смушкину, в 2021 году составила 6 млрд рублей, следует из данных БФО.
Девелоперы успели сбежать?
Петербургские девелоперы также облюбовали заграничные компании для включениях в состав учредителей собственных активов. Однако часть из них еще в 2014 году, вероятно, почувствовав опасность от европейских санкций, перевела весь бизнес в Россию.
Так поступил, например, совладелец застройщика «Охта Групп» Владимир Свиньин. До 2013 года, согласно данным «СБИС», в составе учредителей ООО «Охта Групп» была лишь одна компания «Ороза холдингс лимитед». Не будем предлагать читателю угадать, из какой страны юрлицо, сразу скажем, ничего оригинального – прописка офшора на Кипре. Уже в 2014 году ее сменяет также кипрская «Кехану холдинг лимидет», но ненадолго. В конце того же года застройщик переходит в российскую юрисдикцию. Отметим, что у «Охты Групп» в портфеле несколько ЖК, деловых центров и промышленных объектов. Сейчас компания занята реконструкцией завода «Скороход» и превращением его в общественное пространство.
Вернуться в российскую юрисдикцию решили не только девелоперы, но и производители домашней утвари. Например, с 2011 года учредителем «Императорского фарфорового завода» в Петербурге числились сразу несколько офшоров. Среди них – компании с Виргинских островов PIERSYDE HOLDING LIMITED, Leveric investment limited. Однако в прошлом году акционеры производства в лице Николая Цветкова, также близкого к банку «Уралсиб», объявили о выходе из офшорных зон. Действительно, согласно «СБИС», иностранные компании потеряли доли в АО «ИФЗ» в январе 2022 года. Новых учредителей в системе не отражено.
Инфраструктурная угроза
Вне российской юрисдикции оказались и совладельцы крупного инфраструктурного проекта – ЗСД. Известно, что одним из совладельцев платной магистрали является фонд Qatar Investment Authority. Однако Мойка78 нашла другого учредителя — снова на Кипре. Так, оператором ЗСД является российское общество «Магистраль Северной столицы». Оно, по данным «СБИС», на 100% контролируется ООО «Холдинг МСС». Приглядимся к составу собственников этой компании.
Отметим, что участия иностранных офшоров Мойка78 не заметила на других крупных инфраструктурных проектах. Например, в «Невском экологическом операторе» или «Метрострое Северной столицы». Также «ниточек» за границу не было обнаружено и у крупнейший подрядчиков дорожного строительства в Петербурге: ООО ДСК «АБЗ-Дорстрой», которое выиграло тендер на строительство развязки у «Лахта-Центра», и АО «Возрождение» Игоря Букато предпочитают оставаться в российской юрисдикции.