Корпорация «Росатом» предложила создать новую верфь в Кронштадте. Предполагается, что «на бумаге» проект появится уже до конца 2022 года. Основными заказчиками нового предприятия станут Минтранса и Минсельхоз для развития Северного морского пути.
Соответствующие идеи глава «Росатома» Алексей Лихачев высказал на совещании с президентом Владимиром Путиным по вопросам развития судостроения. По его словам, верфь будет загружена заказами в 2030-х годах. А сама идея строительства новой верфи связана с «историческими ограничениями Балтийского завода», заявил Лихачев.
Отметим, что «Росатом» не предоставляет свою финансовую отчетность в публичном поле, база данных налоговой не видит компании с ИНН, аналогичным присвоенному госкорпорации. Поэтому судить о финансовых возможностях компании в части крупных инвестиций невозможно. Однако Лихачев на совещании с президентом заявил, что субсидии из бюджета и помощь инвесторов могут понадобиться.
«Мы понимаем примерно финансовую потребность: первый этап, конечно, здесь необходимы элементы частно-государственного партнерства, мы отрабатываем такие схемы, мы отрабатывали такие схемы с Минфином на других направлениях»,— заявил Лихачев в ходе совещания по развитию судостроительной отрасли.
Не исключено, что после завершения строительства новой верфи в Кронштадте, «Росатом» решит дистанцироваться от ОСК, руководство которой, похоже, стало объектом критики от первого лица государства. Например, используя высококвалифицированные кадры с «Балтийского завода» госкорпорация может отправить в Петербург собственный десант управленцев и топ-менеджеров. Кажется, что в «Росатоме» могут руководствоваться следующей логикой – проще сделать все самим, чем объяснять тонкости гендиректору ОСК Алексею Рахманову и главе совета директоров Георгию Полтавченко по ведению дел в стратегически важной отрасли судостроения .
Вероятно, по примеру «Росатома» пойдут и другие корпорации. Однако такой подход может серьезно ударить по ОСК и другим петербургским предприятиям, которые, кажется, не могут похвастаться опережающими темпами выполнения ключевых показателей. Несмотря на то, что раньше у ОСК только в Петербурге было несколько частных конкурентов, например, верфь «Пелла» Герберта Цатурова, сейчас в игру могут вступить большие холдинги с государственным участием, а значит – большими ресурсами.
В текущих условиях, когда контракты ОСК привлекли пристальное внимание главы государства, вице-губернатору Алексею Корабельникову вероятно стоит озаботиться созданием благоприятного климата для инвестиций крупных корпораций в экономику Северной столицы. В противном случае «Газпром», который также отличается самостоятельностью в реализации проектов, рискует остаться единственным крупным налогоплательщиком на территории Северной столицы, а новые рабочие места будут появляться за пределами региона.