На рынке российских стартапов, похоже, вызревает крупный корпоративный конфликт. Его центром, вероятно, станет компания «Румбери», которая разрабатывала сервис, позволяющий находить предложения от застройщиков Москвы и Петербурга и сравнить цены на квартиры. Первый иск против основателя стартапа Михаила Хайкина уже подан дочерней структурой «Фонда развития интернет-инициатив» — «ФРИИ Инвест».

Согласно данным ЕГРЮЛ, до сентября 2022 года «ФРИИ Инвест» владела скромной долей в 7% в ООО «Румбери», зарегистрированного в Туле. Другим учредителем с контролирующей долей был Михаил Хайкин. В настоящий момент он остается генеральным директором общества, но 100% долей перешли компании с иностранными корнями.

Во ФРИИ объяснили РБК, что решение о выходе из проекта было принято после планов Хайкина закрыть стартап. Сделка по продаже 7% акций принесла фонду 1,5 млн рублей, тогда как покупка доли в 2018 году обошлась в 2,5 млн. Дисконт в целом логичный шаг – лучше хотя бы частично вернуть инвестиции, чем остаться без ничего.

Однако спустя год, «Румбери» продолжает работать с новыми собственниками и никаких намеков на скорую ликвидацию не демонстрирует. В частности, в карточке компании на «Федресурсе», где должны публиковаться такого рода сообщения заранее, только уведомления об изменениях договоров лизинга.

Более того, Мойке78 удалось обнаружить московское ООО «Румбери», единственным учредителем которого выступает сам Хайкин. Это общество было создано только в 2020 году, но уже за 2022 год отчиталось о росте прибыли на 250%, свидетельствуют данные БФО. В целом, московская компания уже почти догнала тульскую структуру по финансовым показателям.

Присмотревшись к московскому ООО, во ФРИИ уже заявляют, что могут обратиться в правоохранительные органы с просьбой проверить собственника компании.

Не исключено, что кейс «Румбери» сподвигнет крупных инвесторов был осторожнее в процессе консолидации активов и дружественных поглощений. Особенно, если в составе учредителей компаний виднеются околобюджетные организации. Если в случае с тульским стартапом новому собственнику потенциально грозит расставание только с 7% акций, то в других случаях доля госкорпораций может быть значительно выше.