На Петербургском нефтяном терминале, похоже, заканчивается эпоха не явных бенефициаров. Туман вокруг стратегически важного для России актива пытается развеять совладелица ПНТ Елена Васильева – супруга миллиардера Сергея Васильева. Однако новая команда управленцев оказалась связана претензиями со стороны известной семьи.

Сейчас Елену Васильеву можно назвать одной из самых влиятельных бизнесвумен Северной столицы. Она возглавляет совет директоров стивидора Большого порта Санкт-Петербург, а с прошлого года выступает и владелицей половины акций ПНТ. Их она получила в дар от супруга – миллиардера Сергея Васильева, который, похоже, решил не принимать участия в операционном управлении терминала.

Рокировку собственников Васильева объясняет еще и геополитической ситуацией. Раньше 50-процентный пакет был оформлен на кипрский офшор Mobalco. Но в 2022 году стало ясно – оставлять за границей нельзя, поэтому и было принято решение приземлить его в России. Остальной акционерный капитал компании до сих пор находится в собственности другого офшора – Tujunga. Его, в свою очередь, СМИ связывают с семьей со основателя ПНТ Дмитрия Скигина, точнее его детьми.

По словам Васильевой, изначально Скигины не препятствовали изменениям: на годовом собрании акционеров семья голосовала за введение Васильевой в состав совета директоров. Управленцы, в свою очередь, поддержали назначение Елены Васильевой на пост главы совета, это кресло раньше занимал Михаил Скигин. После этого, он, похоже, потерял интерес к управлению терминалом.

«Но он не может не учитывать: идет СВО, он, его брат насколько я информирована – граждане Германии, которая танки Украине поставляет. И по информации, которая мне доступна, Скигин Михаил, от гражданства России отказался. У него все жизненные интересы – на Западе. А ПНТ – предприятие, имеющее по закону стратегическое значение для обеспечения безопасности России»,
— рассказала Васильева в интервью «Деловому Петербургу». 

Пока новая команда Елены Васильевой пыталась сохранить бизнес в условиях санкций, найти новых партнеров и запустить модернизацию терминала, Михаил Скигин, по данным его же соцсетей, проводил время за границей. Кажется, успел заняться исками против ПНТ и попытками оспорить решения, принятые топ-менеджментом. Это уже привело к тому, что стивидор не может провести ни годовое собрание акционеров, на котором планировалось утвердить состав совета директоров, ни избрать дирекцию общества.

Кроме того, кипрский офшор Tujunga Enterprises подал иск с требованием передать 50% долю, принадлежащую Васильевой в АО «ПНТ», ему. В качестве аргумента в суде представители офшора декларируют, что у зарубежной компании есть преимущественное право выкупа акций. Однако никто из семьи Васильевых свой пакет не продавал.

«Иски, предъявленные Скигиными, эти меры, реально создали проблемы бизнесу: вопросы от банков, от партнеров, проблемы с кредитованием. У коллектива также возникают вопросы – зачем все это Скигиным?»,
— рассказала Васильева в интервью.

Однако, кажется, что Скигиным лучше сначала разобраться между собой. По данным Васильевой, акции распределены между наследниками Дмитрия Скигина и согласия между ними нет. К примеру, в 2021 году Полина Скигина (по некоторым данным – гражданка Франции) решила выйти из бизнеса и отказалась поддерживать реконструкцию терминала. План предполагал передачу ценных бумаг АО «ПНТ» на баланс компании – без этого получить банковское финансирование на модернизацию было невозможно. Но Михаил Скигин в последний момент, вероятно, решил все переиграть и попытаться консолидировать половину акций на своих компаниях.

«Он гражданин ФРГ, недружественной страны, и, насколько мне известно, на настоящий момент не получал согласования такого приобретения в установленном порядке»,
— акцентирует Васильева.

Создается впечатление, что руководству ПНТ приходится чуть ли не ежедневно купировать попытки дестабилизировать работы актива, который в прошлом году под присмотром Васильевой смог перестроиться в условиях кризиса. Васильева отмечает, новый подход уже в этом году показал свои результаты – в первом квартале 2023 года прибыль терминала выросла на 42%. Кроме того, в этом году запланировано выделение 3,3 млрд рублей на реконструкцию старой части терминала. Вложения идут из собственных средств компании, а акционеры с немецкими паспортами самоустранились от инвестиций. На этом фоне, представляется, логичным скорее передача российским акционером офшорного пакета акций, а совсем не наоборот.