В Петербурге в этом году – бум на открытие новых школ. По данным профильного вице-губернатора Ирины Потехиной, к сентябрю появилось 22 новые школы, еще восемь были открыты в прошлом году. Причем в некоторых районах родители все еще жалуются на переполненные классы. Но это пока. Демографические перспективы рисуют обратный тренд: уже в обозримом будущем такое количество образовательных учреждений, похоже, будет просто не нужно.

Согласно данным Петростата, рождаемость в Петербурге падает с 2017 года. Хотя еще в 2016 году ситуация была прямо противоположная, тогда в Северной столице родилось рекордное за последние 25 лет количество детей – 72,7 тыс. Нехитрая математика подсказывает, что эти дети уже ходят во второй класс. Но вот дальше первоклашек будет становиться все меньше и меньше.

Уже в этом году в школу пошли 68,5 тыс. детей, свидетельствуют данные Смольного. По данным Петростата, в 2017 году родилось только 66,5 тыс. детей. Вероятно, дополнительные 2 тыс. новоиспеченных школьников переехали в Петербург уже после рождения.

Если же смотреть дальнейшую тенденцию, то становится ясно: рождаемость c 2016 года упала уже на 22 тыс. человек. Петростат дает статистику, что в 2022 родилось только 50,6 тыс. детей. В этом году тренд, вероятно, продолжится, за первые полгода 2023-го, по данным главы комитета по экономической политике и стратегическому развитию Алексея Зырянова, спад к аналогичному периоду прошлого года составил 1,5 тыс. детей. Всего за шесть месяцев население пополнилось примерно на 23 тыс. младенцев. То есть потенциально Петербург в этом году даже не переступит порог в 50 тыс. новорожденных.

Со статистикой разобрались, теперь вернемся к школам. По данным Потехиной, новое строительство даст городу новые 20 тыс. мест для школьников. Те самые 20 тыс., на которые упала рождаемость. Получается, в классах с каждым годом должно становится больше «кислорода», особенно учитывая тот факт, что на 2024 год анонсировано столько же новых школ, сколько и в этом. А рожденные в 2022-2023 годах дети и вовсе, кажется, будут иметь широкий выбор образовательных учреждений.

Опираясь на сухую статистику и взяв на веру данные по вводу новых школ в 2024 году, можно предположить, что всем первоклашкам образца 2029-2030 годов будет почти достаточно того, что строится в этом и следующем годах. Тогда встает логичный вопрос, что делать с оставшимися школами и как их использовать.

Примеров по миру не так много, например, по данным европейских СМИ, в Брюсселе банально урезали финансирование самым незаполненным школам. Теперь денег им хватает только на образовательный минимум. В Перми, кстати, в этом году столкнулись с перенасыщением детскими садами, их предлагают переоборудовать в начальные школы. Петербургу, похоже, стоит переработать этот метод с оглядкой на свои вводные.

Если брать за основу повышение ступени образования при перепрофилировании образовательных учреждений, тогда часть классов через шесть-семь лет легко можно превратить в аудитории для студентов колледжей. Вот там как раз перспективы хорошие – число желающих не сидеть до 11 класса, а получать профессию, как заявляла глава комитета по образованию Наталия Путиловская, на 30% больше, чем в прошлом году. Причем подано было 60 тыс. заявлений, а вот поступили только 27 тыс. На IT-специальности конкурс вырос с 7 до 17 человек на место.

Тренд налицо, не исключено, что и в следующем году он продолжит развиваться, фармацевты, к примеру, охотнее идут получать среднеспециальное, а не высшее образование. Получается дисбаланс, у одних перебор, у других недобор. А если соединить колледжи со школами, то можно выстроить систему непрерывного образования, девятиклассников можно сразу готовить к поступлению условно на этаж выше и дать им больше бюджетных мест, чтобы не отсеивать больше половины при поступлении. Так и экономика быстрее получит новые кадры.

Однако чтобы через несколько лет не бегать и не решать проблему школ, которые обрастают паутиной из-за отсутствия детей, смольнинским чиновникам стоит уже сейчас начать подыскивать среднему общему образованию партнеров ступенькой выше. А вице-губернатору Николаю Линченко уже можно начать проводить работу по регулированию объемов строительства социальной инфраструктуры. Если на больницы спрос всегда найдется, то вот со школами статистика говорит сама за себя. В противном случае есть риски потерять педагогические составы, которым некого будет учить.