Мода на интерес к лихим 90-м сформировалась. Она подогревается сериалам и фильмами из той эпохи. Их наперебой выпускают онлайн-кинотеатры. Одни снимают про бандитов, другие — про звезд шоу-бизнеса и их путь к славе.

Мойка78 решила подойти «к штанге» с другой стороны. Составили гид по ресторанам и кафе, где не только столовались бандитские группировки, их главари, но и где они стреляли/убивали.

Некоторые герои тех историй еще живы, а вот заведения закрылись — зато дома, где они были, стоят, а стены помнят.

На углу Большой Пороховской улицы и проспекта Энергетиков был ресторан «Тихая жизнь». Многие называли его на немецкий манер – «Штильлебен». (Ирония – напротив располагается Большеохтинское кладбище). Там собирались лидеры ОПГ. Хозяин — бизнесмен Юрий Лысенко. Зверски убит: по официальной версии, на него обиделся телохранитель, узнавший о грядущем увольнении. Вместе с мужем погибла его жена: ей рукояткой от пистолета проломили голову.

Ресторана давно нет. Более того, не найти и его точный адрес. Но можно по фото ниже оценить просторы и виды того места, которыми любовались криминальные авторитеты.

Большеохтинское кладбище. Фото: Мойка78

Перекресток Большой Пороховской и проспекта Энергетиков. Фото: Мойка78

Перекресток Большой Пороховской и проспекта Энергетиков. Фото: Мойка78

Перекресток Большой Пороховской и проспекта Энергетиков. Фото: Мойка78

Перекресток Большой Пороховской и проспекта Энергетиков. Фото: Мойка78

Постоянный посетитель «Тихой жизни» — известный тогда криминальный авторитет. Но его «резиденция» — на 9 этаже в гостинице на правом берегу Невы — место кровавых расправ над проштрафившимися подельниками авторитета. Например, Н. и Ф., которые втайне от босса организовали свой «общак» на торговле героином. Ликвидировавшие их четверо бойцов потом были устранены, как возможные свидетели.

Некоторых жертв разрезали и спустили в канализацию отеля. Например, Андрея Б., который позарился на общак авторитета. В январе 2001 года его забили чугунной чушкой и «смыли в унитаз».

«Голливудские ночи» на Невском числились за тамбовской ОПГ. Основатели — экс-депутаты Госдумы Михаил Г. («Миша Хохол») и Вячеслава Ш. («Дядя Слава»), его младший брат Сергей Ш. Хотя Владимир Кумарин предпочитал рестораны «Золотая страна» и «Магриб» на том же Невском. Там не стреляли и никого не резали.

Дом на Невском проспекте, 46, где был ресторан «Голливудские ночи». Фото: Мойка78

А вот в кафе «Вечер» на Таллинской улице собирались «бойцы» тамбовских. Точкой заведовал Александр Ефимов («Фима-Банщик»). Кафе попадало в криминальные сводки: торговля документами, оружием, наркотиками, подкладывание врагам взрывных устройств и прицельная стрельба. Там был убит ближайший сподвижник «Фимы» и ранена официантка.

Дом на Таллинской улице, где ранее было кафе «Вечер». Фото: Мойка78

Дом на Таллинской улице, где ранее было кафе «Вечер». Фото: Мойка78

Кафе «Индиана» — центр притяжения чеченской группировки покойного Джафара. Это он организовал передачу в «Кресты» пистолета Сергею Мадуеву («Червонец»). Сам Джафар обитал в офисе в кафе с сауной на шоссе Революции. Сюда приводили коммерсантов, которые оказывались платить чеченцам для «учебы». Во время одной такой «сессии» появилась милиция, в перестрелке был убит один из вымогателей, оказавший сопротивление. В 2006 году в кафе чеченец во время ссоры с армянином пальнул в него из травмата. Пуля срикошетила от стены и пробила голову самому чеченцу.

Ресторан «Микки» на Октябрьской набережной – место сбора самых влиятельных азербайджанцев. Туда приглашали для встреч чиновников. Видели там и заместителя прокурора города.

У них же (азеров) любимое место – ресторан на Народной улице. Но в 1996 году там расстреляли их свадьбу.

«Куракина дача» на проспекте Обуховской Обороны – крышевалась азерами. дагестанский авторитет Мага Треугольник устроил там побоище, позвав три десятка земляков. Спрятавшиеся в подвале хозяева вызвали «крышу», которая отметелила Магу до больничной койки. А через несколько месяцев его арестовали, осудив по статье «хулиганство» за нападение с ножом на маленькую девочку.

Ресторанах «Агдам» на улице Правды и в Московском районе: их облюбовали азербайджанцы из Агдамского района (надо же!), которыми руководил Мурад, ещё в 2010 году сидели. Сеть «Сказки Шахерезады» (на Октябрьской набережной и проспекте Луначарского) – тоже любимые места выходцев из Азербайджана. Содержали братья Алекперовы. Попались на мелкой жадности: обвинили бармена в краже 3000 рублей, закрыли в подвале и с подконтрольной ЧОП ворвались к его матери. Вынесли все ценное и еще потребовали огромный выкуп. Сыщики проникли в квартиру под видом принесших деньги родственников и освободили бармена-татарина. Братья и четверо сообщников были арестованы.

Клуб «Росси» на одноименной улице. Облюбовавшие его дагестанцы устроили драку с курсантами. Кавказцы приставали к русским девушкам, те вступились. «Храбрые» горцы вызвали подмогу. В итоге один курсант получил ножевые ранения, трое дагов были задержаны.

Кафе «Роза ветров» в сталинке на углу Московского проспекта и улицы Гастелло. Здесь регулярно забивали стрелки «малышевские», «тамбовские», «казанские» и «воркутинские». Делили сферы влияния, а потому стрельба и взрывы были обычным явлением. Так, в 1995 году был убит Николай Гавриленков («Степаныч»). Начав карьеуа барменом в «Розе ветров», сколотил из великолукских земляков одноименную ОПГ. В помещении «Розы ветров» 20 ноября 1996 года произошел взрыв, но, к счастью, никто не пострадал. Вскоре после этого кафе закрылось. В свое время туда устроился вышибалой Кумарин, где и познакомился с Виктором Н., будущим вице-спикером питерского ЗакСа, подорванным в своей машине в октябре 1999 года.

Ночной клуб «Джой» на канале Грибоедова. Любимое место времяпрепровождения Владислава Кирпичёва («Кирпич», «дядя Слава»). Там его и грохнули в июне 1996 года.

Дом на канале Грибоедова, где был ночной клуб «Джой». Фото: Мойка78

Дом на канале Грибоедова, где был ночной клуб «Джой». Фото: Мойка78

Клуб «Доменикос» на первом этаже Дома журналистов на Невском (1994-1998). Держали выходцы из Нигерии. Ночью превращался в место сбора местных проституток. Там же собиралась и простая братва, и крупные фигуры типа «малышевского» финансиста Андрея Берлина. Хозяева клуба не сошлись с Романом Цеповым, который по одной из версий вроде захотел обложить данью тамошних ночных фей.

Клуб «Доменикос» был на первом этаже Дома журналистов на Невском. Фото: Мойка78

У клуба начались проблемы: правоохранители «внезапно» обнаружили, что в клубе массово торгуют наркотиками, туда стали звонить с сообщениями о минировании, а летом 1995 года присланная курьером бомба действительно взорвалась. 30 августа 1995 года нигерийца Лаки Ийнбори подстрелили у квартиры в Купчино, и он умер через пять дней. Обеспокоенная теща вышла на лестницу и увидела торчащие из лифта ноги африканского зятя. Цепова отравили в сентябре 2004 года огромной дозой лекарства от лейкемии.

Многие будущие лидеры бандитов начинали в сфере питания и обслуживания. В советское время Александр Малышев — швейцаром, Руслан Коляк – бармен в кафе «Рим». Владимир Кумарин-Барсуков — вышибала в кафе «Роза ветров» и «Таллин». Александр Ефимов («Фима-Банщик») — буфетчик в ленинградском кинотеатре «Охта», потом швейцар и буфетчик в баре-столовой №6.

Кафе «Рим» изначально называлось «Мир». Существует забавная легенда, что строители перепутали буквы и на открытии все увидели «Рим». Буквы срочно переставили, но кличка приклеилась навсегда. А в будущем кафе официально переименовали новые хозяева жизни.