В Петербурге, кажется, может набрать обороты скандал, который может оставить матрешку с шипами в Эрарте без внимания. В Сети, наравне в восторгами, сталм появляться гневные комментарии о постановке «Служанок» (18+) в версии умершего режиссера Романа Виктюка, которая прошла 19 января на сцене ДК Выборгский.
Внимание на ситуацию с этой постановкой обратило внимание издание Gazeta.SPb.
Пожеланиям драматурга не изменил и Роман Виктюк, который поставил эту пьесу в театре «Сатирикон» впервые в СССР 1988 году. В то время ее сочли провокационной и скандальной.
Зрители, пришедшие в ДК, вероятно, знали особенности постановки. Тем не менее, нашлись те, кого увиденное удивило.
«Я первый раз хотела уйти. Хотя я люблю современные постановки. Пошлость, а в конце какой-то мини-концерт героев, похожий на стриптиз. Они выходили в стрингах со стразами, гладили друг друга, вытаскивали языки»,— рассказала петербурженка Дарья.
Некоторым зрителям не понравились актеры. Куда ж без вкусовщины.
«А еще фигуры были некрасивые. Глянула, прошлый актерские составы были краше»,— сказала другая зрительница.
Правда, не все остались недовольны. Некоторые не увидели никаких намеков на стриптиз, а лишь хорошую актерскую работу.
«Атмосферу они создавали такую невероятную и я уходила со спектакля с самыми светлыми ощущениями. Музыка, пластика! И концовка понравилась, ассоциаций со стриптизом не возникло»,— поделилась другая петербурженка.
Редакция издания направила запрос руководству Выборгского ДК. Два дня подряд по телефону приемной сообщали, что все вопросы передали генеральному директору Юрию Барановскому, ответов он пока не дал.
«Служанки» — пьеса Жан Жеке, впервые поставленная Луи Жуве в театре «Атеней» весной 1947 года. В СССР и на постсоветском пространстве получила громкую известность благодаря постановкам Романа Виктюка.
Сюжет рассказывает о служанках в доме Мадам – сестры Клер и Соланж Лемерсье, которые тайно донесли в полицию на Мсьё. Пока нет хозяйки, страдающей по супругу в тюрьме, служанки разыгрывают между собой сцены убийства Мадам, надевают ее наряды, пародируют ее манеру говорить.
Некоторые исследователи относят драматургию Жеке к пьесам «театра абсурда». Действия персонажей в таких пьесах не поддаются объяснению с точки зрения бытовой логики. Драматургия подчеркивает абсурдность отношений между людьми.
В СССР спектакль впервые поставил Роман Виктюк – он сделал это в 1988 году в «Сатириконе». Теперь же его вновь поставили в Петербурге, постановка снова вызвала неоднозначное мнение.
Двух ярких скандалов публика не любит. Не исключено, что теперь внимание вокруг экспоната матрешки с шипами «Добро пожаловать в Россию» сойдет на нет.
Экспонат возмутил лидера фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме Сергея Миронова.
Работа Евгения Кондратьева называется Welcome to Russia («Добро пожаловать в Россию»). Зритель сначала видит перед собой матрешку, а потом шипы внутри нее.
Миронов, посмотрев на экспонат, призвал закрыть Эрарту. Депутат уверен, что таким образом уничтожаются традиционные ценности. Лидер партии уверен, что в музее «дурят наших людей, и дурят молодежь».
Мойка78 отправила запрос с вопросами по поводу экспоната Миронову и в Эрарту, однако ответа не получила.
Свое мнение о матрешке в эфире телеканала «Санкт-Петербург» высказал и вице-губернатор по культуре Борис Пиотровский. Он заявил, что «как житель и гражданин поддерживает некоторое недоумение по поводу некоторых экспонатов».
«Я не видел эту матрешку, но то, что вы описали, звучит довольно странно»,— заявил Пиотровский.
Однако вице-губернатор добавил, что к этому вопросу нужно подходить тонко, чтобы у людей была возможность выражаться.
Борис Пиотровский – сын директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. В 2016 году в Эрмитаже разгорелся скандал вокруг выставки работ бельгийского художника Яна Фабра «Ян Фабр: рыцарь отчаяния, воин красоты».
В инсталляции использовали чучела животных, которые развесили на крючках. Художника тогда обвинили в живодерстве, а сам музей – в потакании жестокости.
Комментируя негативные высказывания в соцсетях, Пиотровский заявлял, что, судя по записям, многие из тех, кто оставляет такие высказывания, «не относятся к категории образованных людей».
К слову, в соцсетях и telegram-каналах начал зарождаться тренд на защиту матрешки.
В ее защиту уже засветились некоторые петербургские депутаты. В частности, один из них не только посетил Эрарту специально, чтобы увидеть матрешку, но и сфотографировался внутри и рядом с экспонатом, а также высказал свое нейтральное отношение к нему.
*движение ЛГБТ в России запрещено и внесено в перечень террористических и экстремистских организаций